Cтраница 2
Синтез становится содержательным сдвигом в общественной жизни и тем принципиально отличается от симбиоза, возникающего в ходе взаимодействия культур, при котором собственные и заимствованные элементы и течения остаются в достаточной степени обособленными, сохраняющими дистанцию по отношению друг к другу, что сопровождается зачастую взаимным недоверием и конфликтами. [16]
Помимо того, что была поставлена под сомнение возможность считать примитивными культуры, отличные от современной европейско-американской культуры, обнаружилась необходимость изменения практики взаимодействия культур. Раньше колониальные чиновники, будучи твердо уверены в благотворности и полезности своей деятельности для туземцев, выкорчевывали и истребляли традиции и верования, имевшие, как они думали, основываясь на достижениях культурных наук, вредный, реакционный, антипрогрессивный характер, и старались внедрить, по их мнению, новые, научные, прогрессивные идеи, формы деятельности и технологии. Предполагалось, что модернизация такого рода ( до известной степени насильственная) представляет собой лишь средство ускорить, упростить и облегчить путь, который туземное общество все равно - volens nolens - будет вынуждено пройти в силу необоримых законов социально-культурной эволюции, согласно которым все проходят один и тот же путь, но одни впереди на этой дороге, а другие - отстали. [17]
Подобное является одним из примеров синкретической ( эклектичной) формы восприятия внешних образцов поведения, о чем речь пойдет в разделе, посвященном взаимодействию культур. [18]
Академии наук СССР, министерствам, ведомствам предложено направить внимание подведомственных им институтов на глубокое изучение проблем теории и методологии литературно-художественной критики, активизировать усилия ученых в исследовании современного художественного процесса, взаимодействия культур стран социалистического содружества. В постановлении ЦК КПСС содержатся рекомендации по улучшению подготовки специалистов в области истории и теории литературы, кино, театра, музыки, изобразительного искусства. Имеется в виду предусмотреть в учебных планах университетов, педагогических институтов и специальных высших учебных заведений необходимые возможности для факультативной специализации студентов и аспирантов по проблемам литературно-художественной критики. Академии общественных наук при ЦК КПСС поручено улучшить и расширить подготовку на базе академии квалифицированных специалистов в области теории литературы и искусства и литературно-художественной критики. [19]
В данной главе мы рассмотрим результаты исследований, проведенных Хофстедом ( Hofstede), попытаемся представить схему анализа влияния культуры на бухгалтерский учет и, наконец, проведем по литературным источникам анализ различий в бухгалтерской практике в англоамериканских, европейских и развивающихся странах с точки зрения взаимодействия культуры и бухгалтерского учета. [20]
Есть два пути взаимодействия культуры и политики на цнвилизационном уровне: 1) эволюционный и 2) революционный. Первый путь связан с взаимодействием культуры и политики внутри цивилизации. Это происходит через естественное изменение собственной культуры, а государственно-политическая оболочка так или иначе к ним приспосабливается. Но возможен и второй путь, когда политические изменения предшествуют культурным, когда государственно-политическая сфера инициирует ( или даже провоцирует) культурные изменения. По существу революционный путь является формой агрессии против чужой культуры, отказом от плюралистического взаимодействия с целью развития общей человеческой культуры. [21]
Поэтому вполне естественно, что наука, отдельные ученые уже давно стали специально изучать историю наций, их культуру. Были сделаны интересные попытки объяснить феномен исчезновения и переселения целых народов, процесс взаимодействия культур, национально-религиозные течения. [22]
В значительной степени современная мировая культура, как мы увидим в главе XIV, развивается через взаимодействие различных локальных и функциональных культур, в результате чего возникает сеть общения, поддерживающая огромное разнообразие не только стилей и типов мышления или поведения, но и ценностных ориентации и национально-этнической самобытности. [23]
Русские впервые столкнулись с Византией, когда она была могущественной империей, богатейшей страной мира, опережавшей в своем развитии Западную Европу. Вместе с тем процессы взаимодействия культур не заключаются в пассивном восприятии одной из культур другой. Происходит отбор естественного и необходимого для данной культуры из разнообразия предлагаемых образцов, к тому же, попадая на иную почву, заимствованные образцы претерпевают определенную трансформацию при соприкосновении с ценностным ядром иной культуры. [24]
В первом значении они изучались при исследовании взаимодействия культур ( социально-культурная тематика), а во втором, социально-психологическом - как межэтнические, межнациональные, короче - межгрупповые отношения, проявляющиеся на межличностном уровне. [25]
Материальная база культуры находится в состоянии ( глубокого кризиса. Разрушающиеся и горящие библиотеки, недостаток театральных и концертных залов, отсутствие ассигнований, направленных на поддержку и распространение ценностей народной, классической культуры, глубоко контрастируют с тем взрывом интереса к культурным ценностям, который характерен для многих стран. Сложная проблема, которая не может не волновать многих - взаимодействие культуры и рынка. Происходит такая коммерциализация культуры, при которой так называемые некоммерческие произведения художественной культуры остаются незамеченными, страдает возможность освоения классического наследия. При огромном культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями, происходит духовное обнищание народа. [26]
Поэтому представляется необходимым рассмотреть в самом сжатом виде точку зрения А. Вебера, который стремится проникнуть в смысл и основные значения взаимодействия культуры и цивилизации. [27]
Решительно осуждая любые формы ущемления национальных культур, партия видит свою задачу в обеспечении свободного развития духовной жизни всех народов СССР. Формы этого развития суверенно определяются каждым из них без регламентации и ограничений. Так же демократично следует создавать условия для развития интернационалистских процессов взаимодействия культур в масштабах всей страны, равно как и для участия в культурной жизни других стран, всего человечества. [28]
Опыт развивающихся стран за последние десятилетия свидетельствует, что социокультурная система буржуазного Запада встречает сопротивление других культур, лишающее ее в этих странах органичности и устойчивости. Это, конечно, не исключает тенденций проникновения западной культуры и довольно широкого ее распространения. Но существуют несомненные объективные пределы такого распространения, а нередко динамика взаимодействия культур приводит к тому что инородная культура сталкивается с нарастающим неприятием, ограничением и вытеснением. [29]
Геополитический статус муниципального образования Выборгский район Ленинградской области в своем роде уникален и самобытен. По размерам территории он занимает первое место в Ленинградской области. Близость границ со Скандинавскими странами предполагает не только экономическое сотрудничество, но и взаимодействие культур. Говоря о самобытности района, следует учесть тот факт, что до 1939 года территория Выборгского района относилась к Финляндии, и с приходом советской власти данную землю покинули почти все носители культуры данного региона. Советские переселенцы - это, в основном, жители Новгородской, Тверской, Псковской, Вологодской областей, исторически не являющиеся носителями культурных традиций региона. [30]