Cтраница 1
Взаимодействие культуры и политики детерминируется культурной разнородностью. [1]
Взаимодействие культуры н политики происходит и на формационном уровне. Для каждой общественно-экономической формации использование культурного наследия имеет свои политические особенности. Выявляя общие закономерности в этом процессе, всегда следует учитывать огромное разнообразие путей развития культуры. [2]
Путь взаимодействия культур был двусторонним - как из Греции на Русь, так и обратно: в самой Византии была распространена древнерусская книжность, в чем нас снова убеждают материалы афонских архивов. Сохранилась опись 1142 г. имущества Русского монастыря, где дается скрупулезный перечень всего, что там находилось к тому времени, называются многочисленные иконы, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, а также книги. В документе засвидетельствовано наличие русских книг и шедевров прикладного искусства. Перечислены золотая русская епитрахиль, русские шелка, в частности с образом Богородицы, капа и, наконец, русские рукописи - пять книг Апостола, два патерика, пять псалтырей, книги сочинений Ефрема, Панкратия, пять часословов и много других. [3]
Во взаимодействии культур на этническом уровне отчетливо проявляются две тенденции. [4]
В процессе революционного взаимодействия культуры и политики осуществляются агрессивные посягательства одной цивилизации жа овладение государственно. [5]
Меняется конфигурация взаимодействия культур разных народов, происходит взаимная адаптация к ней. Коррективы вносит общая социально-культурная среда. Например, в Саха ( Якутии) уже столкнулись с ситуацией, когда стало ясно, что далеко не все школы, функционирующие на якутском языке, дают образование, достаточное для поступления в вузы. Кроме того, преподавание в вузах в центре России, да и в самой Саха ( Якутии) ведется на русском языке. Русскоязычная литература остается для большинства населения транслятором мировой и общероссийской культуры. Если политики не стимулируют идеологический раскол и психологическое противостояние, то общие экономические, социально-профессиональные и даже политические интересы ( мы приводили данные о том, как совпадают политические симпатии контактирующих этнических групп в республиках) берут верх и происходит взаимная притирка, адаптация к новой ситуации в культуре. [6]
Родовым понятием является взаимодействие культур, которое в случае добровольного протекания процесса целесообразно называть диффузией. [7]
Есть два пути взаимодействия культуры и политики на цнвилизационном уровне: 1) эволюционный и 2) революционный. Первый путь связан с взаимодействием культуры и политики внутри цивилизации. Это происходит через естественное изменение собственной культуры, а государственно-политическая оболочка так или иначе к ним приспосабливается. Но возможен и второй путь, когда политические изменения предшествуют культурным, когда государственно-политическая сфера инициирует ( или даже провоцирует) культурные изменения. По существу революционный путь является формой агрессии против чужой культуры, отказом от плюралистического взаимодействия с целью развития общей человеческой культуры. [8]
Существует множество моделей взаимодействия культуры и политической власти на страноведческом уровне в процессе культурной деятельности. Это зависит от исторических, социально-политических, национальных, религиозных и многих других факторов. Формируя свое отношение к культуре, любая государственная власть выбирает одну или сочетание нескольких ролей. Говоря условно, это роли Инженера, Помощника, Патрона или Архитектора. [9]
Рассмотрим более конкретно уровни взаимодействия культур. Этнический уровень взаимодействия осуществляется между локальными этносами, этноязыковыми, культурно-хозяйственными ( по общности материальной культуры), историко-этнографическими ( по сходству духовной культуры), этноконфессиональными и другими общностями. [10]
Информатика меняет всю систему общественного производства и взаимодействия культур. С наступлением информационного общества начинается новый этап не только научно-технической, но и социальной революции. Меняется вся система информационных коммуникаций. [11]
Определите, в чем состоят позитивные и негативные результаты взаимодействия культур. [12]
Более редким явлением в нашей действительности за прошедшие 70 лет было такое взаимодействие культур, которое можно было назвать кооперативным, т.е. когда и русские, жившие в республиках, перенимали культуру титульных народов. Чаще всего это касалось старожильческого населения, скажем, в Якутии, на Кавказе, на идеологическом же уровне декларативно такой тип поддерживался в Эстонии, Латвии, Грузии, Армении, на Украине. [13]
По сути дела, мы вторглись здесь в еще одну важную проблему - проблему взаимодействия культур, которое можно и должно рассматривать тоже как преемственность, относящуюся уже к процессу развития не одной из культур, а двух или нескольких. [14]
Важная сторона культурной жизни - плюрализм культур, который раскрывается через анализ проблематики самобытности и взаимодействия культур на этническом, национальном и цивилизационном уровнях. Эти уровни складываются в ходе адаптации общностей к условиям среды, потребностей внутреннего общения и взаимодействия между разными народами. [15]