Cтраница 3
Творческий импульс этой теории состоит в том, что она на первое место вьщвигала сознательную человеческую деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления социальной системы, которая происходила в рамках структурно-функционального подхода. [31]
Теория подражания выходит за рамки интрапсихических процессов, делая предметом и единицей социологического исследования не отдельно взятого индивида, а процесс межличностного взаимодействия. [32]
Модели взаимодействия в группах. [33] |
На уровне возникновения и функционирования группы определяющими являются индивидуальные интересы и потребности, удовлетворение которых требует коллективных усилий, а значит, межличностных взаимодействий. Контакты членов группы и их взаимовлияние могут быть представлены в виде структуры отношений. Например, член группы А взаимодействует с Б и В. Предполагается, что в результате взаимодействий складывается определенная групповая структура, в которой каждый член группы занимает свое место независимо от того, какие задачи должна решать группа. [34]
Типы лидерского поведения в первую очередь обусловливаются чертами господствующего общественно-экономического строя, преломляющимися в сознании людей и формирующими в конечном счете характерные для этого строя качества межличностного взаимодействия. [35]
Из определения следует, что кадровая психодиагностика направлена на изучение таких качеств работника, которые имеют значение с точки зрения его профессиональной успешности, развития и эффективного межличностного взаимодействия в процессу труда. [36]
Противоречие между индивидуальным способом усвоения знаний и опыта в обучении, индивидуальным характером учебной работы студентов и коллективным характером профессионального труда, предполагающим обмен его продуктами, межличностное взаимодействие специалистов как представителей различных производственных звеньев, различие интересов, соответствующие формы общения и принятия решений, личный вклад каждого в достижение общих целей производственного коллектива. [37]
Это - одно из направлений социологической и социально-психологической ориентации, где представлено несколько значимых для управленческой практики проблемных областей, к которым относят социальный контроль, мотивацию, межличностные взаимодействия, социализацию. [38]
В развитии психологической социологии различают следующие самостоятельные направления: психологию народов, тесно связанную с этнографией; групповую психологию и, наконец, ин-теракционизм, делающий первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие. [39]
Именно в связи с этим в своей работе совместно с А. Ф. Быстрицкой мы выбрали наиболее объективные психологические тесты для многогранной характеристики человеческой личности с использованием специальных экспериментально-психологических методик моделирования стрессовых ситуаций при межличностном взаимодействии. [40]
Контекст и ситуация связаны таким образом, что в ситуацию включаются не только внешние условия, но и сам действующий субъект и другие люди, с которыми он находится в отношениях общения и межличностного взаимодействия. В своей первоначальной функции - пишет Л. Ф. Обухова - слово лишь указывает на предмет и способ его достижения; оно неразрывно связано с ситуацией и является как бы одним из свойств предмета или действия. [41]
Далее мы рассмотрим ситуационные и психологические предпосылки успешной межличностной коммуникации, а также такие коммуникативные действия, как речь, слушание, невербальное поведение, эмоции и чувства, особенности их проявления в межличностном взаимодействии, причины возможных трудностей и способы, позволяющие сделать эти действия более эффективными. [42]
Отдавая должное ориентации представителей теории подражания на выход за рамки социологического исследования и интерпретации только лишь интрапсихических процессов, их желанию сделать предметом и единицей социологических изысканий не отдельно взятого индивида, а процесс межличностного взаимодействия в целом, необходимо отметить, что методологические и концептуальные просчеты Тарда и его последователей явились объектом жесткой критики на собственно социологическом уровне уже на рубеже XIX-XX веков. Дюркгейм указывал, что нельзя обозначать одним и тем же словом и тот процесс, благодаря которому у определенной группы людей вырабатывается коллективное чувство, и тот, из которого проистекает наша привязанность к общим и традиционным правилам поведения, и тот, наконец, который заставляет панурговых баранов бросаться в воду, потому что один из них сделал это. [43]
Изучение этих личностных свойств как у здоровых лиц, так и у больных гипертонической болезнью представляло для нас особый интерес еще и потому, что в дальнейшем именно такие личностные качества, как пассивность, подчинение, способность к лидерству, оценивалась нами в экспериментальных исследованиях в условиях моделирования реального межличностного взаимодействия. [44]
Итак, мы утверждаем, что межличностные взаимодействия - это определенная система поступков, при помощи которых субъекты отношений стараются изменить установки или поведение других лиц. Межличностные взаимодействия в большей степени, чем групповые и особенно социетальные, опосредованы психофизиологическими факторами. Это связано с фактом непосредственного общения субъектов и характером их социального поведения. [45]