Cтраница 1
![]() |
Зависимость нагрузки заедания Fa для трех разных масел ( а, Ь, с от материала зубчатых колес и азотирования ( данные испытаний на стенде FZQ А / / 90. [1] |
Несущая способность масел снижается с увеличением скорости скольжения ( рис. 132), однако при очень высоких скоростях - 10 000 об / мин - нагрузка заедания возрастает снова. Это объясняется тем, что благодаря экстремально короткому контакту ( менее 10 - 5 с) масляная пленка ведет себя подобно эластичному твердому телу. При очень малой длительности контакта жидкость под давлением ведет себя как твердое тело. [2]
Степень уменьшения несущей способности масла установлена на основании уменьшения содержания активных элементов. [3]
Смазывающие свойства определяют по величине несущей способности масла, т.е. удельного усилия на трущиеся поверхности, при котором заметен их износ. Испытания [77] слбжных эфгров различного строения показали примерно одинаковую несущую способность, приблизительно в 1 2 раза большую, чей для минерального масла; еще более высокую способность ( - 1 5 - 2 раза) показывают сложные эфиры кремневой и фосфорной кислот, тогда как полисилоксаяы ( силиконовое масло) обладают в 1 2 - 1 3 раза меньшей несущей способностью по сравнению с минеральным маслом. Слабые адсорбционные свойства силиконов объясняют сниженным взаимодействием их молекул и вследствие этого малым поверхностным натяжением. С накоплением полярных, в частности кислородсодержащих группировок, поверхностное натяжение соединений растет [75], а, следовательно, большинство из новых сложяовфирякх продуктов ( см. табл. I и 2) должны обладать высоким смазывающий действием. [4]
![]() |
Влияние вязкости масла на толщину смазочной пленки. ( ширима зуба шестерни 50 8 мм. диаметральный питч 4. нагрузка 35 7 кГ / скорость вращения шестерен 300 об / мин. материал шестерен - чугун. [5] |
Из рис. 2 следует, что несущая способность масла увеличивается с повышением вязкости, а высокая ( несущая способность масла обеспечивает снижение износа. [6]
Наиболее известен среди этих присадок трикре-зилфосфат, однако при его использовании в диэфирных маслах не обеспечивается достаточная несущая способность масла. Галоидоуглеводородные эфиры ортофосфорной кислоты обладают лучшими противоизностными свойствами. Однако среди этих соединений не все могут быть использованы в диэфирных маслах, поскольку они повышают коррозионную агрессивность масел. Как видно из табл. 191, лучшей присадкой является ди - ( о-хлорфенил) фенилфосфат, который при добавлении в количестве 3 % обеспечивает наивысшую несущую способность и не повышает коррозионную агрессивность масла, состоящего из 96 5 % диизооктиладипината и 0 5 % фенотиазина. [7]
Классификация API GL1 - 7 - GL16 ( GL - смазочный материал для передач) оценивает несущую способность масел по сравнению с эталонными маслами. Пригодность масел для практических целей испытывают в автомобильных трансмиссиях и путем лабораторных испытаний. Все свойства, в том числе и про-тивозадирные, оценивают по методам CRC ( Американского Координационного Исследовательского Совета); испытания при высоком крутящем моменте и низкой скорости-по CRCL-37; испытания при ударных нагрузках и высокой скорости - по методам CRCL-42 и FZG-L - 42 [11.25]; испытания на коррозию во влажной атмосфере - по CRCL-33. Эти трансмиссионные масла выпускают преимущественно с серо - и фосфорсодержащими присадками и используют для заправки в трансмиссии на заводе-изготовителе и при эксплуатации. В настоящее время масла, отвечающие требованиям спецификаций APT GL-3 и API GL-4 / MIL-L - 2105 и SAE SOW, применяют почти исключительно для коробок передач, а масла по API GL-5 / MIL-L - 2105B SAE 90 - для задних мостов. Применение специальных масел для задних мостов предотвращает явление заедания благодаря использованию соответствующих модификаторов трения. Производители коробок перемены передач и задних мостов часто предпочитают отдельные сорта масел и рекомендуют их для применения. Существует также тенденция к использованию единого масла в задних мостах и коробках передач. [8]
Такие лаковые отложения образуются из различных нефтяных и синтетических масел и хорошо снижают трение и повышают несущую способность масел. [9]
![]() |
Влияние вязкости масла на толщину смазочной пленки. ( ширима зуба шестерни 50 8 мм. диаметральный питч 4. нагрузка 35 7 кГ / скорость вращения шестерен 300 об / мин. материал шестерен - чугун. [10] |
Из рис. 2 следует, что несущая способность масла увеличивается с повышением вязкости, а высокая ( несущая способность масла обеспечивает снижение износа. [11]
Одной из наиболее распространенных противозадирных присадок, применяемых в диэфирных маслах, является трикрезил-фосфат, который, не обладая коррозионной агрессивностью, относительно слабо улучшает несущую способность масла. [12]
![]() |
Физические характеристики сложных эфиров дикарбоновой кислоты [ в. 161 ]. [13] |
Наиболее эффективное влияние оказывают полиметакри-латы ( акрилоиды): эффективность комплексных сложных эфиров, которые также применяют в качестве вязкостных присадок к диэфирным маслам, не снижается под действием напряжения сдвига; более того, они положительно влияют на несущую способность масла. [14]
Для многофункциональных машин, применяемых в пищевой промышленности, на предприятиях по обработке и консервированию рыбы, для смазывания подшипников, для циркуляционных и гидравлических систем; для компрессоров и вакуумных насосов, работающих с воздушными системами и инертными газами; для систем смазки с пневматической раздачей смазочного материала, а также систем, нуждающихся в высокой степени несущей способности масел и защиты от износа; для машин, в конструкции которых имеется много узлов и деталей, изготовленных из различных металлов. [15]