Cтраница 4
Приведенные в данном разделе сведения о профессиональном обучении и переквалификации инвалидов с основными формами инвалидизирующих заболеваний нервной системы, психики, органов опоры и движения, внутренних органов свидетельствуют о значительных возможностях трудовой адаптации инвалидов и, следовательно, профессиональной реабилитации. Наиболее эффективным является профессиональное обучение, осуществляемое с учетом характера патологического процесса, степени функциональных нарушений, образования, степени профессиональной подготовки и трудовой направленности. [46]
Клинико-статистические исследования по вопросам трудо-вого устройства больных и инвалидов с различными заболеваниями нервной системы ( сосудистые заболевания, нейроин-фекции, травмы), проведенные Р. Б. Клебановым, Л. И. Давыдовой, Т. А. Бирючинской ( 1964), выявили значительные возможности трудовой адаптации и профессионального обучения этих лиц. [47]
Процесс трудовой адаптации значительно облегчается участием в нем руководителя, который должен быть очень внимателен в этот период к новичку для того, чтобы определить, в какой степени ему необходима помощь и поддержка в процессе трудовой адаптации. [48]
В случае увольнения нового сотрудника во время адаптационного периода руководителю необходимо побеседовать с ним, собрать и проанализировать информацию для выяснения причин увольнения, Таким образом, одновременно оценивается эффективность подбора персонала и делаются поправки в программу трудовой адаптации. [49]
При сосудистых заболеваниях головного мозга - атеросклерозе сосудов головного мозга, гипертонической болезни с хронической недостаточностью мозгового кровообращения в компенсированной и ремиттирующей стадиях ( по Н. К. Бо-голепову, 1963) в форме негрубых нервно-психических нарушений, редких преходящих расстройств при относительно стабильном либо медленно прогрессирующем течении заболевания возможности трудовой адаптации довольно широки. [50]
Понятие адаптация заимствовано из биологии и означает приспособление, приноровление к окружающей среде. Трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором в отличие от биологического и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения. Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к трудовой организации данного предприятия. Трудовая организация, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. [51]