Цветовая адаптация - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Нет ничего быстрее скорости света. Чтобы доказать это себе, попробуй открыть дверцу холодильника быстрее, чем в нем зажжется свет. Законы Мерфи (еще...)

Цветовая адаптация

Cтраница 2


Для того чтобы эффективно поглощать свет, пропускаемый окружающей средой, пигмент должен иметь цвет, дополнительный к цвету окружающей среды. Энгельман назвал это явление дополнительной хроматической адаптацией в отличие от мимикрии - цветовой адаптации, при которой организмы принимают окраску, сливающуюся с окружающей. Ольтманс [133, 140] возражал против теории Энгель-мана, полагая, что, вертикальное распределение водорослей определяется скорее интенсивностью, чем окраской преобладающего света. Этот спор продолжается свыше 50 лет и расширился от начальной проблемы распределения водорослей до выделения двух родственных проблем: 1) участие фикобилинов в качестве сенсибилизаторов в фотосинтезе, без чего хроматическая адаптация водорослей не имела бы смысла, и 2) изменение адаптации окрашенных водорослей на искусственном свету.  [16]

Помимо указанных трех параметров, существует четвертый, характеризующий цветность свечения белого. Визуальное восприятие цвета существенным образом зависит от того, что принято за белый цвет, определяющий цветовую адаптацию зрения. Поэтому белый цвет, являющийся своего рода началом координат визуального восприятия цветов, стандартизируется в системе цветного телевидения как опорный.  [17]

Проектирование цветового решения фасада или интерьера здания лишь на основе интуиции и вкуса архитектора неизбежно приводит к грубому искажению цветовой композиции при переходе от проекта к натуре. Это объясняется тем, что при этом не учитываются ни состав света ( особенно его современных источников), ни условия цветовой адаптации, ни соотношения размеров цветного объекта и фона, ни оптическое смешение цветов, наблюдаемых с больших расстояний.  [18]

Цветовая адаптация зависит от длины волны, чистоты цвета и яркости, а также от продолжительности воздействия стимулов и размеров наблюдаемых объектов. Кроме того, важное значение имеет цвет окружающего объект фона. В результате цветовой адаптации к некоторому цвету происходит снижение чувствительности к этому цвету и подавление ощущения данного цвета. Таким образом, действие цветовой адаптации на различение цветов аналогично действию световой адаптации на различение уровней яркости. Цвета, различающиеся по спектральному распределению энергии, могут вызывать одинаковое цветовое ощущение; такие цвета называют метамерами.  [19]

По сравнению с измерениями Эмерсона и Льюиса, а также Блинкса и Гаксо все более ранние исследования роли фикобилинов при фотосинтезе имеют лишь второстепенное значение. Большинство из этих исследований проведено на красных водорослях и послужило для создания энгельмановской теории дополнительной хроматической адаптации этих водорослей к сине-зеленому свету, преобладающему под водой. Совершенно очевидно, что цветовая адаптация полезна водорослям только в том случае, если свет, поглощенный красными пигментами, может быть использован для фотосинтеза.  [20]

В методе МКО ставится условие, чтобы цветность стандартного излучения была одинакова или почти одинакова цветности исследуемого излучения. Комитет по цветопередаче МКО собирается выпустить второе издание метода МКО [99], который будет давать возможность оценивать цветопередающие свойства тех исследуемых излучений, которые заметно отличаются по цветности от стандартного излучения. Здесь начинает вступать в действие цветовая адаптация, и, для того чтобы количественно учесть ее, комитет рекомендует использовать закон коэффициентов фон Криса.  [21]

Из уравнений ( 3 - 37) и ( 3 - 39) следует, что ощущение цветности определяется не только спектральным составом излучения, но также и состоянием органа зрения, в частности, соотношением концентрации к -, з - и с-реагентов. Зависимость ощущения цветности от состояния органа зрения может приводить к изменению ощущения цветности излучения с постоянным спектральным составом. Этот процесс, носящий название цветовой адаптации, возникает в результате неодинакового во времени изменения концентрации к -, з - и с-реагентов после предварительного неодинакового возбуждения трех цвето-воспринимающих аппаратов глаза цветным излучением. Учет этих изменений ощущения Б большинстве случаев очень затруднителен, вследствие чего принято вводить объективную величину, характеризующую качественный состав излучения на основе зрительной оценки в условиях установившегося процесса зрения.  [22]

Кроме того, если данная цветность имеет важное смысловое значение, то искажения ее не должны быть значительными. Замечено, что искажения насыщенности цвета могут быть больше, чем искажения цветового тона. При воспроизведении изображения следует учитывать влияние цветовой адаптации на восприятие цвета. Например, поверхность с одинаковым по спектру коэффициентом отражения воспринимают как белую, если спектральный состав источника света изменяется так, что увеличивается интенсивность его излучения в синей или желтой области. Цветовая адаптация зрения наблюдателя в студии телецентра зависит от средней освещенности сцены, которая обычно изменяется в процессе наблюдения-а цветовая адапгация эренну те Ге1рйтеляТавй - сит от условии освещения помещения, которые обычно остаются постоянными.  [23]

Чтобы определить цвет стимулов, которые воспринимаются одними и теми же при адаптации как к дневному свету, так и к свету лампы накаливания, левый глаз наблюдателя адаптируют к свету лампы накаливания, а правый - к дневному свету, а наблюдателя просят менять цвет левой половины поля сравнения, пока он не уравняет его с цветом правой половины поля сравнения. Цветовые стимулы двух половин, которые в данных условиях воспринимаются одинаковыми, обычно будут восприниматься совершенно различными, если оба глаза адаптированы к дневному свету. Это различие обеспечивает непосредственное измерение эффекта цветовой адаптации при замене дневного света на свет лампы накаливания.  [24]

Когда наблюдатель фиксирует одну из двух цветностей, вызывающих восприятие различия по насыщенности, то из-за локальной адаптации тут же начинает уменьшаться воспринимаемая насыщенность по Манселлу. Это продолжается до тех пор, пока при мигании не изменяется точка фиксации. Понижение насыщенности ( по Манселлу) за счет локальной цветовой адаптации очень велико. Когда наблюдатель смотрит сначала на одну, потом на другую половину поля, чтобы решить различаются ли две половины поля между собой, сперва одна половина поля, затем другая рассматриваются парафовеальной частью сетчатки, адаптированной к дневному свету поля окружения. Поэтому каждая половина поля по очереди выглядит более насыщенной, чем другая, и различие в насыщенности ( по Манселлу), соответствующее сравнению двух половин поля одинаково адаптированными участками сетчатки, является нечетким. Это - анализ и объяснение почему поле окружения по возможности должно приближаться к сравниваемым цветам. Если две цветности различаются на периферии, а не в радиальном направлении, влияние помех дневного света окружающего поля становится меньше. Фиксированная половина поля воспринимается менее насыщенной, чем другая. Однако, по мере того как желтое пятно и парафовеальная область все более адаптируются в средней из сравниваемых цветностей, различия по цветовому тону становятся более явными. Это происходит до тех пор, пока при полной локальной адаптации цветовые тона не станут фактически дополнительными. Следует ожидать точно такой же результат, какой показывает большинство эллипсов на периферии рис. 2.82. Радиальные различия не могут быть описаны точно так же, как различия, представленные векторами, перпендикулярными к радиусу. Как и следовало ожидать, линии одинаково воспринимаемых различий в цветности относительно любой фиксированной цветности вблизи периферии представлены эллипсами с главными осями, вытянутыми в направлении цветности, к которой адаптирован наблюдатель. Это объясняет волнистость по краю двумерной поверхности, построенной Мак Адамом.  [25]

26 Распределение яркости свечения лампы по длине и диаметру.| Параметры люминесцентных ламп с улучшенной цветопередачей. [26]

Допуски на значения координат цветности выбраны так, чтобы при изменении х и у в пределах допусков для каждого типа ламп зрительное восприятие излучения оставалось практически одинаковым. Координаты цветности позволяют определить и цветовую температуру излучения ЛЛ на диаграмме цветности ху, так как кривая, представляющая геометрическое место точек цветностей излучений планковского излучателя с разной цветовой температурой ( линия абсолютно черного тела) ( рис. 4.37), проходит через поля допусков х, у. Цветовая температура излучения влияет в первую очередь на цвет белых и нейтрально серых объектов и на цветовую адаптацию наблюдателя, поэтому комфортность освещения во многом зависит от правильного выбора цветовой температуры ЛЛ. Случайное смешивание ЛЛ разных цветностей в осветительной установке является нежелательным.  [27]

В этих уравнениях координаты цвета R, G, V определяют цвет стимула, воспринимаемого наблюдателем, адаптированным к первоначальному адаптирующему стимулу. Координаты цвета R, G, V определяют цвет того же стимула, но теперь воспринимаемого наблюдателем, адаптированным к другому адаптирующему стимулу. Коэффициенты а, р, у являются коэффициентами фон Криса, соответствующими уменьшению чувствительности трех колбочковых механизмов вследствие цветовой адаптации. Величины а, р, у можно легко получить из уравнения (2.87), если только отдельная пара соответствующих цветов задана координатами цвета R, G, V и R, G, V соответственно.  [28]

Одним из наиболее важных свойств нашего зрительного механизма является его способность сохранять приблизительно то же самое изображение предмета, даже если интенсивность лучистого потока, попадающего в глаз при формировании этого изображения, изменяется в широких пределах. Процесс приспособления зрительного механизма к условиям воздействия лучистой энергии на глаза называется адаптацией. Известны различные виды адаптации, наиболее важными из которых являются темновая, или ночная, адаптация, световая, или дневная, адаптация и цветовая адаптация. Темновая и световая адаптации относятся к настройке зрительного механизма к изменениям интенсивности лучистой энергии, попадающей в глаз. Цветовая адаптация относится главным образом к настройке зрительного механизма к изменению спектрального состава лучистой энергии. Явления, связанные с адаптацией, легко наблюдать, однако трудно объяснить количественно.  [29]

Цветовая адаптация зависит от длины волны, чистоты цвета и яркости, а также от продолжительности воздействия стимулов и размеров наблюдаемых объектов. Кроме того, важное значение имеет цвет окружающего объект фона. В результате цветовой адаптации к некоторому цвету происходит снижение чувствительности к этому цвету и подавление ощущения данного цвета. Таким образом, действие цветовой адаптации на различение цветов аналогично действию световой адаптации на различение уровней яркости. Цвета, различающиеся по спектральному распределению энергии, могут вызывать одинаковое цветовое ощущение; такие цвета называют метамерами.  [30]



Страницы:      1    2    3