Cтраница 3
Максвелл в 1861 г. фотографировал окрашенный объект на три черно-белые фотопластинки: на первую - через красный, на вторую - через зеленый, на третью - через синий светофильтры, - и получил три цветоделенных негатива. Полученные с помощью этих негативов три позитива он проецировал на один экран через те же самые светофильтры, освещая позитивы источниками белого света. В результате сложения на экране трех изображений красного, зеленого и синего цветов получилось изображение в натуральных цветах. При этом на некоторых сценах на экране наблюдалась гамма цветов, включая голубой, что объясняется сдвигом ( под влиянием цветовой адаптации) белого цвета в сторону голубого, являющегося дополнительным к красному цвету. Отмечено при этом, что многие наблюдатели видят желтый и синий цвета на небольших участках изображения. Однако эти субъективные явления наблюдаются только при определенном сочетании цветов в сцене, и поэтому такой способ не пригоден для разнообразных сцен. [31]
Одним из наиболее важных свойств нашего зрительного механизма является его способность сохранять приблизительно то же самое изображение предмета, даже если интенсивность лучистого потока, попадающего в глаз при формировании этого изображения, изменяется в широких пределах. Процесс приспособления зрительного механизма к условиям воздействия лучистой энергии на глаза называется адаптацией. Известны различные виды адаптации, наиболее важными из которых являются темновая, или ночная, адаптация, световая, или дневная, адаптация и цветовая адаптация. Темновая и световая адаптации относятся к настройке зрительного механизма к изменениям интенсивности лучистой энергии, попадающей в глаз. Цветовая адаптация относится главным образом к настройке зрительного механизма к изменению спектрального состава лучистой энергии. Явления, связанные с адаптацией, легко наблюдать, однако трудно объяснить количественно. [32]
Кроме того, если данная цветность имеет важное смысловое значение, то искажения ее не должны быть значительными. Замечено, что искажения насыщенности цвета могут быть больше, чем искажения цветового тона. При воспроизведении изображения следует учитывать влияние цветовой адаптации на восприятие цвета. Например, поверхность с одинаковым по спектру коэффициентом отражения воспринимают как белую, если спектральный состав источника света изменяется так, что увеличивается интенсивность его излучения в синей или желтой области. Цветовая адаптация зрения наблюдателя в студии телецентра зависит от средней освещенности сцены, которая обычно изменяется в процессе наблюдения-а цветовая адапгация эренну те Ге1рйтеляТавй - сит от условии освещения помещения, которые обычно остаются постоянными. [33]
Например, пурпурный не утратит полностью ту долю красного, которую он приобрел при переходе от дневного света к свету лампы накаливания. Результирующий сдвиг цвета, воспринкмаемый после адаптации к хроматическому освещению светом лампы накаливания, определяется колориметрическим и адаптационным сдвигами. Колориметрический сдвиг происходит в результате измененного спектрального распределения лучистого потока, отраженного от предмета при освещении светом лампы накаливания вместо естественного дневного света. Это изменение приводит к изменению цветности и коэффициента яркости цветовых стимулов предметов и соответствует тому, что мы видим в первое мгновение при смене источника освещения. Адаптационный сдвиг вызывается исключительно цветовой адаптацией и в основном направлен в сторону первоначального цвета, воспринимаемого при естественном дневном свете. [34]