Cтраница 2
Охрана труда в совреме ных условиях должна основываться на базе не только широкой знания - - машин, но и глубочайшего знания субъекта труда - человека. [16]
К методам психологического изучения профессий относятся методы сбора информации об особенностях профессиональной среды и вытекающих из них требований к человеку, о свойствах субъекта труда и его требованиях к профсреде, а также методы упорядочения полученной информации. [17]
ЛИЧНОСТЬ - социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения. [18]
Технологическая революция конца XX века отличалась от прежних переворотов в системе хозяйства не столько новым сочетанием факторов производства, сколько возникновением нового, ранее неизвестного условия экономического развития - условия, не только не отделимого от человека как субъекта труда, но и не воспроизводимого в той мере, в какой не воспроизводим человек как субъект творчества. Это центральный пункт анализируемой проблемы, и прежде чем приступить к его рассмотрению, коснемся вопроса о месте и роли традиционных хозяйственных факторов, а также тех характеристик информации и знаний, которые делают их уникальным условием современного экономического развития общества. [19]
Марксизм рассматривает человека как обществ, существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, способное производить орудия труда, использовать их в своем воздействии на окружающий мир и обладающее членораздельной речью, сознанием и мировоззрением; как субъект труда, мысли, чувств, волн, убеждений и общения. Главным в определении сущности человека марксизм считает способность осуществлять сознат. Он представляет собой единство природного и социального, физического и духовного, наследственного и прижизненно выработанного. [20]
В современных условиях наблюдается сращивание процессов труда и познания. Человек развивается как субъект труда, поскольку он развивается как субъект познания, и наоборот. Процессы труда все чаще строятся по законам познания. Это определяется логикой общественного развития, для которого характерно соединение физического и умственного труда. [21]
Таким образом, речь идет о формировании субъекта труда - людей высокого научного чнания, нравственного и управленческого опыта. [22]
О методах такого анализа будет более подробно рассказано в соответствующем разделе. Рассмотрим сначала вопрос о компонентах подсистем профсреда и субъект труда, взаимосвязи между которыми требуют изучения. [23]
Описанный выше структурный метод уже отвечает одному из принципов системного подхода к изучению профессиональной деятельности: он направлен на выявление иерархической структуры основных - компонентов изучаемой деятельности. Стремление соотнести степени выраженности основных профессионально значимых свойств субъекта труда, определить характер и уровень взаимосвязи между ними - направление ряда других исследований, в которых делаются попытки системного анализа деятельности. [24]
Оптимальность может носить характер следования нормам поведения, предписывающим характер поведения с разной степенью повелительности. Выход за рамки допустимого отклонения от роли можно рассматривать как ненормальность, деви-антное поведение независимо от того, является эта деятельность полезной или преступной. В сущности субъект труда выступает здесь в качестве агента типичного трудового поведения своего социального окружения, а оптимальным является работник, наиболее адаптированный в социальном и конкретно-трудовом планах, усвоивший наличные формы и способы модального и элементы нормативного трудового поведения. [25]
Изучение профсреды имеет значение для психолога не само по себе, а лишь с точки зрения тех требований, которые она предъявляет к психике человека. От степени взаимосоответствия, динамического равновесия этих подсистем зависит результат функционирования системы, целью которой является получение того или иного необходимого обществу продукта определенного качества и в течение определенного времени. Для человека как субъекта труда эта цель выступает как требование профессиональной успешности. [26]
Третий, оценочный, элемент отношения к труду - субъективное переживание работников. Он связан с их внутренним состоянием, вызванным выполняемой работой. Без оценки самого субъекта труда любая деятельность предстает неполной, незавершенной. [27]
Наиболее реальной перспективной основой воссоединения стадий проектирования представляется дальнейшее развитие методов автоматизированного проектирования с диалоговым взаимодействием человека и ЭВМ. При создании всего комплекса технических средств, используемых человеком, особенно важен глубокий учет психологической структуры деятельности проектировщика. Такая постановка проблемы оптимизации взаимодействия человека - субъекта труда и ЭВМ - орудия труда представляется нам принципиально более верной и конструктивной, чем предсказываемый Джонсом симбиоз человека и ЭВМ. [28]
Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. Известный психолог Б.Г.Ананьев подчеркивал, что человек является субъектом труда, познания и общения. [29]
Таким образом, изучение профессиональной деятельности может проводиться в двух планах. Первый план - описательный - имеет своей целью составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второй план предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов субъект труда и профессиональная среда и оценку структурного взаимосоответствия этих компонентов системы человек - профсреда. Методы системного анализа деятельности активно разрабатываются психологами нашей страны, их дальнейшее совершенствование открывает перед психологией труда новые перспективы. [30]