Cтраница 3
Они лежат в основе трех ведущих сфер жизнедеятельности и общественных отношений в обществе: экономических, социально-политических ( правовых, нравственных), духовно-культурных ( религии, науки, искусства и пр. Личность, являясь слепком общества, выступает как объект и субъект труда, общения, познания. [31]
В современных условиях наблюдается сращивание процессов труда и познания. Первые все чаще строятся по законам познания, вторые выступают в качестве одного из основных условий развития творческих возможностей человека. Инженерная психология знакомит с требованиями, предъявляемыми к человеку в системе человек-машина и субъектом труда к машине. Поэтому, изучая инженерную психологию, студент узнает не только основные положения общей психологии, но и современные технические положения. Эта взаимная связь между психологией и техникой придает знаниям студентов конкретный, действенный, практический характер. [32]
Современное образование, являясь многокомпонентным интеллектуальным трудом и школой управления этим трудом, предполагает интерактивное взаимодействие обучающегося с совокупным ( преподаватели плюс другие студенты) субъектом информационной среды. Она выступает в качестве средства расширения сознания и памяти человека и становится формой бытия индивидуального сознания и памяти. Степень эффективности и роли сторон образовательного процесса зависят от уровня развития последних: индивиду свойственна роль объекта воздействия, личности - субъекта образования, субъекту труда - интерсубъекта образования, индивидуальности - гиперсубъекта образования, творчески активному субъекту сервиса - роль автора, менеджера и самоменеджера ( собственной) парадигмы образования. [33]
От человека - субъекта труда - в большей степени, чем прежде, зависит надежность и бесперебойность функционирования техники, наиболее важных участков произ-ва и всего производств, комплекса в целом. Самочувствие и работоспособность трудящихся непосредственно влияют на производительность и качество труда, на соблюдение технологич. [34]
При полной автоматизации технологического процесса человек как бы оказывается вне его - рабочий механизм становится полностью техническим механизмом. Зайдите сегодня в некоторые цеха - скажем, в изготавливающие подшипники - целая система машин самостоятельно выполняет роль совокупного рабочего персонала. Функцию управления машиной человек ныне отдает машине, а сам становится рядом с процессом производства, вместо того, чтобы быть его главным агрегатом. Разумеется, связи человека с техникой от этого не рвутся и не становятся меньше, но роль его как субъекта труда переносится из сферы р у т и н н ы х операций в сферу творчества. Автоматизация расковывает многовековую цепь, объединявшую человека и технику в единый рабочий механизм, - больше она не угнетает его, не деформирует его способности. [35]
Хотя ремесленники объединялись в цехи, регламентировавшие их производств, деятельность, они не были лично зависимыми п выступали как относительно обособленные частные собственники средств и продуктов пропз-ва. Существенный характер цехового корпоративного строя ( ремесленного труда, конституирующего субъекта труда в собственника) следует рассматривать с точки зрения отношения к орудию производства ( орудию труда как собственности) в отличие от отношения к земле... [36]