Моральное суждение - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Оригинальность - это искусство скрывать свои источники. Законы Мерфи (еще...)

Моральное суждение

Cтраница 3


В результате мораль и этика отрываются от фактических знаний о человеке и общественных наук. Этот порок присущ всему формалистическому направлению, возникшему в совр. Эти принципы состоят в следующем: 1) моральное добро имеет объективный характер, оно связано с потребностями и интересами людей, с укладом мх жизни; 2) понятие добра можно определить, а моральные нормы - объективно обосновать; 3) моральные суждения имеют познавательное значение, их истинность проверяется опытным путем; 4) этика и моральные принципы могут быть научно обоснованы данными др. наук о человеке. Критика натуралистами формализма и идеализма в этике и содержащиеся в их теориях элементы материализма в целом имеют прогрессивный характер.  [31]

В результате мораль и этика отрываются от фактических знаний о человеке и общественных наук. Этот порок присущ всему формалистическому направлению, возникшему в совр. Эти принципы состоят в следующем: 1) моральное добро имеет объективный характер, оно связано с потребностями и интересами людей, с укладом их жизни; 2) понятие добра можно определить, а моральные нормы - - объективно обосновать; 3) моральные суждения имеют познавательное значение, их истинность проверяется опытным путем; 4) этика и моральные принципы могут быть научно обоснованы данными др. наук о человеке. Критика натуралистами формализма и идеализма в этике и содержащиеся в их теориях элементы материализма в целом имеют прогрессивный характер. Примером могут служить труда.  [32]

Получил широкое распространение в Англии ( Патрик Ноуэлл-Смит, Стефен Тулмин, Р. М. Хеар, Алан Монтефиоре), США ( Генри Эйкен, Дж. В отличие от эмотивистов, занимавшихся в основном анализом лишь моральных высказываний, лингвисты уделяют внимание логике морального языка в целом. Их исследования в этой области представляют определенный интерес. Лингвисты допускают, что частные моральные суждения могут обосновываться с помощью более общих положений, моральных принципов и идеалов. Этот вывод обусловлен порочностью методологии их исследования явлений морального сознания, рассмотрением морали как области специфически обыденного языка. При этом их метод - чисто эмпирически описательный. В результате логика морального сознания с ее объективными законами остается невыясненной. Такой метод приводит лингвистов к утверждению, что выбор моральной позиции является личным делом каждого и совершается произвольно, на основе индивидуальной склонности или предпочтения.  [33]

Среди преступников дебилы составляют высокий процент. Дебильность переходит в имбицилъность, четкой границы между ними нет. Идиоты являются полностью невменяемыми с уголовно-правовой точки зрения. Слабоумный свои моральные суждения и правовые представления лишь в редких случаях черпает из собственного опыта. Легкая внушаемость может вести к переоценке собственной личности. В частности, слабоумный не в состоянии противодействовать аффектам, он действует импульсивно и под воздействием влечения.  [34]

Эта связь была утрачена в 18 в. Исторически это было обусловлено тем, что научно-философское познание, к-рое в древности и в эпоху Возрождения рассматривало природу в целом, в движении, ведущем к развитию, теперь, в связи с углублением и дифференциацией научного знания, расчленяло ее на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Это было сделано Марксом и Энгельсом, к-рые, обобщая данные наук и общественного развития, показали научную несостоятельность метафизического мышления и противопоставили ему метод материалистической диалектики. Метаэтика - раздел этики, в к-ром разрабатываются проблемы логического анализа моральных суждений. Сам по себе вопрос об исследовании логики этических высказываний правомерен.  [35]

Получил большое распространение ( начиная с 20 - х гг.) в США, Англии, Австрии, в Скандинавских странах и Латинской Америке. Неопозитивисты игнорируют тот факт, что мораль является общественным отношением и особой формой общественного сознания; они усматривают в ней лишь моральный язык. Этика подменяется чисто логическим анализом моральных суждений и терминов. Их метаэтика - это абстрактно-схоластическая теория, оторванная от жизни, скорее раздел логики, чем теория морали. Вместо объективного исследования категорий этики неопозитивисты занимаются выяснением того, как и в каком смысле употребляются моральные суждения и термины добра, зла и долга.  [36]

Этого корыстолюбца, который но есть корыстолюбец вообще, а корыстолюбивый Иван или Петр, вполне индивидуально определенный, единственный корыстолюбец, и корыстолюбие которого не есть категория корыстолюбия ( абстрагированная святым Максом от многообъемлющего, сложного, единственного проявления его жизни) и не зависит от того, под какую рубрику подводят его другие ( например, снятой Макс), - этого корыстолюбца он хочет убедить моральными наставлениями, доказывая ему, что он удовлетворяет не себя, а одну из своих страстей. Но лишь на мгновение Ты есть Ты, лишь как мгновенный существуешь Ты действительно. То, что оторвано от Тебя, от мгновенного, есть нечто абсолютно высшее, например - деньги. Но если, вернее сказать, деньги и составляют для Тебя высшее наслаждение, если они являются или не являются для Тебя чем-то абсолютно высшим... Он находит, что корыстолюбие владеет мной днем и ночью; но оно владеет мной только в его рефлексии. Это именно он превращает в дни и ночи те многочисленные моменты, в которых Я всегда остаюсь мгновенным, всегда остаюсь самим собой, всегда остаюсь действительным, - подобно тому как только он охватывает одним моральным суждением различные моменты проявления моей жизни и утверждает, что они служат удовлетворению корыстолюбия. Когда святой Макс изрекает, что Я удовлетворяю лишь одну из своих страстей, а не самого Себя, он противопоставляет Меня, как совершенно целостное существо, Мне же самому. А в чем же состоит это совершенно целостное существо. Как раз не в Твоем мгновенном существе, не в том, что Ты есть в данное мгновение, оно, стало быть, состоит - согласно самому же святому Максу - в святой сущности ( Виганд, стр.  [37]

Вы должны быть не такими, каковы вы е действительности. Остановимся на гитарнеровском трогательном примере ко-рыстолюбна. Этого корыстолюбца, который не есть корыстолюбец вообще, а корыстолюбивый Иван или Петр, вполне индивидуально определенный, единственный корыстолюбец, и корыстолюбие которого не есть категория корыстолюбия ( абстрагированная святым Максом от многообъемлющего, сложного, единственного проявления его жизни) и не зависит от того, под какую рубрику подводят его другие ( например, святой Макс), - этого корыстолюбца он хочет убедить моральными наставлениями, доказывая ему, что он удовлетворяет не себя, а одну из своих страстей. Но лишь на мгновение Ты есть Ты, лишь как мгновенный существуешь Ты действительно. То, что оторвано от Тебя, от мгновенного, есть нечто абсолютно высшее, например - деньги. Но если, вернее сказать, деньги и составляют для Тебя высшее наслаждение, если они являются или не являются для Тебя чем-то абсолютно высшим... Он находит, что корыстолюбие владеет мной днем и ночью; но оно владеет мной только в его рефлексии. Это именно он превращает в дни и ночи те многочисленные моменты, в которых Я всегда остаюсь мгновенным, всегда остаюсь самим собой, всегда остаюсь действительным, - подобно тому как только он охватывает одшш моральным суждением различные моменты проявления моей жизни и утверждает, что они служат удовлетворению корыстолюбия. Когда святой Макс изрекает, что Я удовлетворяю лишь одну из своих страстей, а не самого Себя, он противопоставляет Меня, как совершенно целостное существо, Мне же самому. А в чем же состоит это совершенно целостное существо.  [38]



Страницы:      1    2    3