Cтраница 4
Экспериментально было выявлено: сидя за столом квадратной или прямоугольной формы, члены группы чаще обменивались информацией с партнерами, находящимися напротив них, нежели с соседями. На основании этих данных был сделан важный в практическом плане вывод о целесообразности размещения участников групповой дискуссии за небольшим круглым столом с целью обеспечения равномерной коммуникации. [46]
Это свойство деловой игры накапливается в ее изначальной стадии, которую можно назвать так: ситуационно-ролевой практикум. Он дает возможность обкатать замыслы игры, поймать необходимые роли, высветить плюсы и минусы групповых дискуссий, понять, кто есть кто. Ситуационно-ролевой практикум помогает организовать ведущему ввод в игру. [47]
На одном из занятий проблемной группе было дано задание явно ей не по силам. Экспертной группе из трех человек ведущий поручил внимательно наблюдать ее работу и дать нравственно-психологическую оценку каждому участнику групповой дискуссии. Когда стало ясно, что творческие возможности группы почти исчерпаны, ведущий предложил экспертам самим придумать интересное задание для группы. [48]
Этот эффект возникает тогда, когда обмен мнениями в группе предполагает адекватно организованную пространственную структуру управленческих коммуникаций. Ролевое самораскрытие личности во многом зависит от того, какова в целом диспозиция ( месторасположение) каждого, кто участвует в групповой дискуссии. Наилучшей диспозиционной организацией групповой дискуссии может быть такая, когда лидер оказывается лицом к лицу с каждым. В этом случае расширяется и обогащается диапазон управленческих коммуникаций, а лидер имеет возможность контролировать дискуссию. Если в одной и той же группе меняется диспозиция, могут нарушиться и управленческие коммуникации. Группа начинает искать условия эффективного сотрудничества каким-то другим образом, но это сотрудничество может и не возобновиться на прежнем уровне. [49]
Наибольшую популярность в США получают при подготовке менеджеров деловые игры и моделирование с имитацией управленческой деятельности. Этот метод используется в большинстве действующих школ бизнеса, где его сочетают с анализом конкретных ситуаций, лекциями, учебными фильмами и групповыми дискуссиями. [50]