Cтраница 1
Групповая деятельность имеет свою специфику и не может быть сведена к набору индивидуальных деятельностей и решений. [1]
При групповой деятельности осуществляется распределение функций, или, как принято говорить в психологии, ролей при решении какой-то задачи, распределение материала для разработки и каждый член группы выполняет только определенную часть работы. [2]
Превосходство групповой деятельности над индивидуальной касается, естественно, решения не всех задач. Тем не менее в целом ряде случаев коллективное исполнение является наиболее эффективным. [3]
Эффективность групповой деятельности зависит от знаний, способностей, умения и навыков каждого члена. Вместе с тем участие в групповой деятельности обогащает знания каждого отдельного работника, совершенствует его способности и навыки. Эффективность групповой деятельности нельзя прогнозировать, опираясь только на индивидуальные психологические качества и характеристики, на данные, полученные при изолированном исследовании индивидуальной деятельности оператора. Для этого необходимо изучать поведение каждого из операторов в процессе их групповой деятельности, исследовать поведение группы в целом при смене деятельности и изменении взаимных связей. [4]
Для эффективной групповой деятельности по решению проблем и организации их исполнения в состав группы должны входить исполнители разных ролей. [5]
Вопрос о групповой деятельности имеет большое значение для решения задач организации взаимодействия операторов в системах управления. Так, наблюдения за действиями двух летчиков в аварийных ситуациях показали, что их исход зависит от того, как организовано их взаимодействие. В случае, если старший ( более медленный) имел своим помощником быстрого и решительного человека, легко возникала конфликтная ситуация с вмешательством младшего в управление и попыткой навязать свою линию поведения. Исход аварийной ситуации в ряде случаев был связан со степенью внушаемости одного из операторов. [6]
Психологическая рационализация групповой деятельности требует изучения особенностей производственных коллективов - знаний о совместимости рабочих, характере их взаимоотношений, о сплоченности. Такая работа проводится с помощью социометрии, специальных наблюдений, интервью, гомеостатической методики. Более подробный материал об измерении коллектива приводится в гл. [7]
На эффективность групповой деятельности существенное влияние оказывают групповые нормы поведения. [8]
В условиях групповой деятельности ответственность девальвируется. [9]
В процессе групповой деятельности лидер обычно является тем лицом, к которому чаще всего обращаются как к источнику достоверной информации или наиболее квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения и специализации профессиональных функций в больших группах лидеры ( руководители организаций) имеют в своем распоряжении различных заместителей, специалистов и консультантов. Экспертно-консультативная функция в ряде случаев может быть основой для возникновения инструментального лидерства. Пример тому - формирование научных школ, которое обычно происходит не в силу каких-либо организационных предписаний, а в связи с появлением ученого, располагающего новыми перспективными идеями. [10]
Четвертая стадия - проектно-конструктивная индивидуальная и групповая деятельность, ориентированная на саморазвитие стажеров. [11]
На основании анализа групповой деятельности в плане инженерной психологии решаются задачи оптимального пространственного расположения ее членов и организации их рабочих мест. [12]
Сплоченность определяет эффективность групповой деятельности. [13]
Общим случаем в групповой деятельности является проблема информации о целях и условиях деятельности. [14]
Ведущая роль в групповой деятельности операторов принадлежит информационным связям между членами группы, зависящим от ее функциональной организации. При анализе групповой деятельности прежде всего оцениваются информационные связи между операторами; выясняется характер связей ( односторонняя или двусторонняя связь); устанавливается уровень иерархии управления, занимаемый оператором, и определяется частота обмена информацией между членами группы; выявляется соответствие комплекса технических средств требованиям оптимальности их обслуживания операторами при решении поставленных задач. [15]