Познавательные возможности - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Ты слишком много волнуешься из-за работы. Брось! Тебе платят слишком мало для таких волнений. Законы Мерфи (еще...)

Познавательные возможности

Cтраница 3


Форре-стер а Основы кибернетики предприятия, вышедшая в США в 1961 г., существенно отличается именно тем, что в ней впервые делается попытка синтезировать современные научные течения и дать комплексное освещение производственно-хозяйственной деятельности предприятия и управления ею, используя для этого познавательные возможности, которые предоставляют современные приемы формализации и моделирования изучаемых процессов в аспекте информационных систем с обратной связью.  [31]

Некоторые подходы к созданию моделей для описания плохо организованных систем обсуждены В. В. Налимовым [ 1, с. Познавательные возможности: полиномиальных моделей, конечно, весьма ограничены, так как по численным значениям коэффициентов отрезка ряда Тейлора невозможно восстановить исходные функции, описывающие механизм процесса. Однако в практическом отношении они очень полезны, поскольку дают возможность с определенной точностью прогнозировать значения выходных параметров в пределах изученной области факторного пространства и, следовательно, могут быть использованы для. К достоинствам описанного подхода относится также исключительная универсальность методов, что позволяет применять одни и те же приемы и алгоритмы для моделирования и оптимизации самых разнообразных процессов.  [32]

Кроме того, стараясь понять психологию другого, человек обычно основывается на предположении, что внутренний мир познаваемого лица устроен аналогично его собственному. Поэтому человек способен глубоко познавать другого человека лишь в границах своей собственной личности. Его познавательные возможности в отношении других лиц лимитированы целым рядом собственных качеств. Например, взрослый человек может понять подростка, обратное же в большинстве случаев невозможно. Руководителю легче понять подчиненного, поскольку эта роль ему знакома, чем, наоборот, подчиненному составить правильное суждение о руководителе.  [33]

Рассмотренные выше процессы распознавания в сильной степени идеализированы. Обычно распознавание ведется в условиях получения лишь частичной, ограниченной информации об анализируемых объектах. К примеру, такая ситуация характерна для любых живых организмов, познавательные возможности которых ограничены определенным уровнем сложности нервной системы и наличием тех или иных анализаторов.  [34]

Это серьезное противоречие, однако, может быть преодолено при использовании современных средств обратной связи: технические устройства собирают первичную информацию с рабочих мест обучаемых, фиксируют ее и перерабатывают, представляя преподавателю в рафинированном и обобщенном виде. Во-вторых, даже если преподаватель и будет знать о текущем состоянии познавательной деятельности каждого из обучаемых, он все равно не сможет ее утилизировать, поскольку канал прямой связи остается единственным и оказать требуемое управляющее воздействие на каждого из студентов он не сможет. Преподаватель не в состоянии и модифицировать собственное изложение учебного материала применительно к нуждам того или иного студента, учитывая его индивидуально-личностные особенности, наличные познавательные возможности, исходный и текущий уровень обученности и физиологическую ди - намику, обусловливающую его работоспособность.  [35]

Такая позиция имеет место в психологической науке. Ее аргументация чаще всего сводится к утверждению: для природы потребностей характерно, прежде всего, то, что они относятся к сфере идеального ( Кучевская Н.В. О понятии потребности в психологии / / Проб темы формирования социогенных потребностей. Психологи, трактуя потребность как форму отражения, вынуждены противопоставлять понятия нужда и потребность: нужда - объективное явление, психологическое или социальное; потребность - субъективное явление, психологическое или социально-психологическое ( Платонов К.К. Проблемы способностей. Противопоставление потребности и нужды искажает познавательные возможности потребностного подхода. Объяснительная сила потребности как методологического принципа в данной гносеологической ситуации задает такие рамки осмотрительно - критической рефлексии, когда потребность и нужда осмысливаются как состояние организма в ситуации дефицита.  [36]

Исходная форма практики, являющаяся предпосылкой всех остальных видов жизнедеятельности человека, - это, несомненно, материальная, производственная деятельность, способ производства материальных благ. Выше уже отмечалось, что животные как бы вписаны в определенную экологическую нишу, то есть в тот спектр окружающих природных условий, в котором они могут жить и эволюционировать в качестве определенного биологического вида. Формы их поведения складываются на основе тех исходных возможностей, которые определяются строением тела животного, его естественными органами. То обстоятельство, что возможности реального взаимодействия животных с внешним миром ограничены особенностями их телесной организации и формами их приспособительного поведения, предопределяет и их информационные, познавательные возможности. Животные ощущают, воспринимают, представляют мир лишь в той мере, в какой вещи, свойства и отношения окружающего мира имеют для них прямой или косвенный биологический смысл.  [37]

Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна... К тому же любой предмет, любое явление, как и вся природа, находятся в непрерывном движении, изменении. Это также обусловлено историческим характером человеческого познания. Познавательные возможности не только отдельных людей, но и целых поколений ограничены историческими условиями: достигнутым уровнем развития производства, техники, науки.  [38]

Лишь в Новое время наука начинает оформляться как относительно самостоятельная сфера человеческой деятельности, как социальный институт, признаваемый обществом и государством. Так, в 1660 году в Англии возникло первое научное сообщество - Лондонское королевское общество. Наука сознательно провозгласила опытный характер добываемого ею знания. Это серьезно ограничивало ее познавательные возможности. К примеру, конфуцианское мировоззрение опиралось на учение о вечно существующей космическо-нравственной гармонии, осуждало активное практическое отношение к природе, устанавливало перед пытливой мыслью человека безусловные нравственные запреты.  [39]

В пособии рассматриваются основные методические принципы исследования социологических, проблем армии и флота. Авторами проведена адаптация общесоциологических методов сбора и анализа эмпирических данных к специфике предмета и объекта названного направления социологии. Вводный раздел пособия содержит правила разработки исследовательской программы. Второй раздел посвящен описанию методов сбора эмпирической информации: наблюдение, анализ документов, анкетирование, интервьюирование, опрос экспертов, эксперимент. В третьем разделе излагаются организационные и методические принципы обработки и анализа эмпирических данных. Познавательные возможности методов и принципы их использования демонстрируются на конкретных примерах из опыта военных социологов. Приводятся опорные схемы и таблицы, помогающие закреплению описательной методической информации. В Приложении даны образцы методических документов и список рекомендуемой литературы.  [40]

Ведущую роль в наблюдении играют органы чувств. Лишь через воздействие исследуемого объекта на тот или иной орган чувств субъект получает соответствующую информацию. Но возможности человеческих органов чувств в восприятии тех или иных сторон действительности ограничены. Поэтому при наблюдении широко используются приборы, которые способны усиливать эффект наблюдения и расширять круг явлений, доступных восприятию. С помощью же приборов все это становится доступным наблюдателю. Успешное применение приборов для исследования самых различных объектов свидетельствует о том, что познавательные возможности органов чувств безграничны, что принципиально ненаблюдаемых явлений не существует.  [41]

Субъектом является прежде всего индивид. Именно он наделен сознанием, ощущениями, восприятиями, эмоциями, способностью оперировать образами, самыми общими абстракциями; он действует в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. В субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры, и т.п., но они выступают здесь лишь как части, элементы системы субъект, а не сами по себе. На уровне индивида или сообщества ученых те же самые приборы оказываются лишь средствами, условиями деятельности субъектов. Общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений, что вне общества нет и не может быть никакого познания и практики. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.  [42]



Страницы:      1    2    3