Cтраница 1
Подростковый возраст часто проходит через период оппозиции, когда родители считаются бесполезными. Возмужалый потомок больше хлебнул жизни, больше узнал о ценностях, об опытности и скрытых качествах старших и стремится сотрудничать с ними как равный. [1]
Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. В качестве идеала часто выступает конкретный человек. [2]
К подростковому возрасту юридически относятся юноши и девушки в возрасте от 14 до 18 лет. Этот возраст отличается рядом морфологических особенностей, связанных с физическим созреванием и интенсивным формированием личности. [3]
В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. [4]
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту - критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности сензитивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости. [5]
В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. [6]
В подростковом возрасте школьная успеваемость ухудшается: в одиннадцать - пятнадцать лет она в среднем на 25 % ниже, чем в возрасте шести - десяти и шестнадцати-семнадцати лет. [7]
В подростковом возрасте неформальные группы приобретают все более устойчивый характер. Как правило, эти группы возникают на основе приятельских отношений, личных симпатий. В старшем подростковом возрасте в неформальной структуре коллектива большое место занимают дружеские группы с более узким и более устойчивым составом партнеров. Образование таких групп связано с усиливающимся в этом возрасте стремлением к самопознанию. Под влиянием малых групп трансформируются ценности коллектива, формируется общественное мнение, определяется ранговое положение школьников в системе неформальных отношений. Особенно велика роль лидирующей группы, авторитет которой среди сверстников высок. [8]
В подростковом возрасте депрессивные симптомы, при происходящих в этом возрасте нейроэндокринных сдвигах, могут обусловить неадекватную реакцию на любую, даже самую простую, жизненную ситуацию, будь то в школе или в семье. [9]
В подростковом возрасте изменяется отношение подростка к себе, к окружающим людям и к миру в целом, поэтому так важно именно в этот период сформировать позитивное отношение подростка к себе, к обществу, природе. [10]
В подростковом возрасте довольно часто наблюдаются уменьшение числа локомоций и увеличение числа движений, выполняемых в положении сидя или стоя, но сопровождающихся значительными энергетическими затратами. [11]
На этапе подросткового возраста, актуализации сексуального интереса в процессе социализации возрастает значение неформального общения. Неформальные группы и структуры начинают играть в жизни человека особую роль, конкурируют с авторитетом семьи. Именно в неформальных группах, в отличие от формализованных ( например, школьных или трудовых коллективов), символика приобретает особую роль, способствует сплочению группы. Как правило, такие группы обладают своей субкультурой и образцами поведения, формами социального контроля за своими членами. [12]
Основными особенностями подросткового возраста является резкий подъем всех жизненных функций, энергичный рост и физическое развитие тела. В этом возрасте наблюдается ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мышц, нередки отклонения в развитии органов дыхания, кровообращения и желудочно-кишечного тракта. [13]
Если в подростковом возрасте мальчишки больше всего ценят физическую силу, то старшеклассники уважают интеллектуальные качества. [14]
Вот он ведущий мотив подросткового возраста - в школу ходят для того, чтобы общаться. Именно общение для человека 11 - 15 лет приобретает характер главной движущ силы, определяет смысл его школьной жизни. [15]