Воление - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Жизнь похожа на собачью упряжку. Если вы не вожак, картина никогда не меняется. Законы Мерфи (еще...)

Воление

Cтраница 2


Мотивационное влияние нравственно-правовых волений на наше поведение состоит в том, что характер этих волений во многом предопределяет наше поведение.  [16]

В любой среде сосуществующих людей непрерывно ( кроме разве часов сна) происходит циркуляция волений. Это значит: своими волениями люди постоянно влияют друг на друга, управляют и регулируют как свое, так и чужое поведение. Отсюда ясна роль волений как факторов поведения и процессов общественной жизни. Каждый из нас подобен кораблю, значительная часть движений которого направляется штурвальным корабля - нашей волей. Но не только от воли этого штурвального зависит движение корабля. В него постоянно ударяют волны моря, иногда слабые, иногда могучие; эти волны - волевые акты других людей. Временами они влияют незначительно и не могут изменить направление, даваемое кораблю его штурвальным. Временами они ударяют с бешеной силой, бросают корабль из стороны в сторону, опрокидывают его, сносят все паруса и мачты и тогда штурвальный - наша воля - становится бессильным: колесо ломается, корабль становится игралищем бурных волн - чужих волений и стремлений. Наша воля в таких случаях побеждается волей других лиц, и мы, подобно судну без руля и без ветрил, несемся туда, куда увлекает нас поток чужих волений.  [17]

Наше я образуют те идеи - знания и верования, - те чувства, те воления, из совокупности которых образуется вся наша психическая жизнь, все наше сознание и самосознание.  [18]

Тот же факт влияния волений на наше поведение доказывается и влиянием наших правовых и нравственных убеждений ( категорических и рекомендуемых волений) на наше поведение.  [19]

Изменения в области биологических процессов прежде всего отражаются на наших чувственно-эмоциональных переживаниях, прежде всего задевают их и через их посредство уже влияют на наши идеи и воления.  [20]

И так как жизнь всегда открыта для живущего, то она постигается им непосредственно, интуитивно, то есть понимается, в отличие от внешних предметов, волений, процессов, которые подлежат объяснению с помощью научных понятий.  [21]

Всякий человек непосредственно сознает себя в свободном от всяких влияний опыте; он постоянно переживает это в своем восприятии, мышлении, действиях, как всегда наличную последнюю предпосылку их, но это переживание не является для его сознания чем-то постигаемым ближе при помощи расчленения и перечисления, а исключительно свойственным ему видом действования и воления, совершенно неделимой единой личностью. Это единство актуальности, ничего не знающей об ее элементах, будто бы именно и есть единство души как целого; без него она, подобно потоку, растеклась бы на капли. Такого же рода единства проявляются, согласно этому взгляду, и в творениях религии, искусства, государства. Мы вправе сказать, что это простое и неописуемое единство личности, в сущности, является простой субстанциональной душой старого времени, только как бы еще более одухотворенной, именно, лишенной неразрушимого существования в традиционном смысле. Конечно, душевная жизнь есть единство: деятельность определенного своеобразного характера, осуществление высшей господствующей над всем цели. Но как раз это единство вовсе непросто и не неопределимо, а чрезвычайно богато расчленено и прекрасно поддается описанию во многих частностях, а именно, как единство, которое противостоит своим составным частям не как благодаря им существующее, совершенно так же, как единство органического тела или растения. В этом всеобъемлющем и, так сказать, объективном единстве содержатся более ограниченные единства, между прочим, представление Я, о котором здесь идет речь. Единство этого последнего так же не просто, а обнимает множественность с весьма изменчивым составом. Временами представление я до того расширяется, что богатство содержания всей души, особенно, если для его развития есть достаточно времени и поводов. Однако в большинстве случаев, при обычном мимолетном появлении и отзвуке этого представления, оно бывает крайне бедной, почти бессодержательной и только замещающей мыслью.  [22]

Выше уже было указано, что согласие между религией и государством, хотя и абстрактно, существует в протестантских странах, ибо протестантизм требует от человека, чтобы он верил лишь в то, что знает, и чтобы его совесть была для него неприкосновенной святыней; в акте божественной милости человек не пассивен; он существенно присутствует в нем благодаря своей субъективной свободе, и в его знании, волении, вере недвусмысленно выражено требование момента субъективной свободы. Напротив, в государствах другой религии случается, что обе стороны не приходят к согласию и что религия обособлена от государственного принципа; мы часто встречаем, с одной стороны, религию, не признающую принципа свободы, с другой - государственное устройство, основанное на этом принципе. Когда говорят, что человек от природы добр, то тем самым утверждают принцип бесконечной важности; если мы остановимся на этой абстракции, то она будет препятствовать созданию какого бы то ни было государственного организма, ибо последний предполагает расчленение, в котором ограничиваются обязанности и права. Упомянутая абстракция не допускает различия, которое неизбежно там, где есть организм и тем самым подлинная жизнь.  [23]

Государство есть действительность конкретной свободы; конкретная же свобода состоит в том, что личная единичность и ее особенные интересы получают свое полное развитие и признание своего права для себя ( в системе семьи и гражданского общества) и вместе с тем посредством самих себя частью переходят в интерес всеобщего, частью своим знанием и волей признают его, причем признают его именно как свой собственный субстанциальный дух и действуют для него как для своей конечной цели; таким образом, ни всеобщее не обладает значимостью и не может быть совершено без особенного интереса, знания и воления, ни индивиды не живут только для особенного интереса в качестве частных лиц, но волят вместе с тем во всеобщем и для него и действуют, осознавая эту цель.  [24]

Так и поступают многие люди, например, ряд преступников, вовсе не считающих такие поступки недозволенными. Если же наши воления будут иными, не допускающими ни кражи, ни лжи, ни убийств, мы не будем совершать и этих актов; они нас будут отталкивать. Хотя бы никакое наказание нам не грозило, тем не менее, мы не будем делать их; наше воление, как сила, мотивирующая наше поведение, не позволяет нам поступать так. При попытке украсть, эти воления, подобно силе, останавливают руку, вмешиваются, поднимают в душе бурю угрызений совести и...  [25]

В любой среде сосуществующих людей непрерывно ( кроме разве часов сна) происходит циркуляция волений. Это значит: своими волениями люди постоянно влияют друг на друга, управляют и регулируют как свое, так и чужое поведение. Отсюда ясна роль волений как факторов поведения и процессов общественной жизни. Каждый из нас подобен кораблю, значительная часть движений которого направляется штурвальным корабля - нашей волей. Но не только от воли этого штурвального зависит движение корабля. В него постоянно ударяют волны моря, иногда слабые, иногда могучие; эти волны - волевые акты других людей. Временами они влияют незначительно и не могут изменить направление, даваемое кораблю его штурвальным. Временами они ударяют с бешеной силой, бросают корабль из стороны в сторону, опрокидывают его, сносят все паруса и мачты и тогда штурвальный - наша воля - становится бессильным: колесо ломается, корабль становится игралищем бурных волн - чужих волений и стремлений. Наша воля в таких случаях побеждается волей других лиц, и мы, подобно судну без руля и без ветрил, несемся туда, куда увлекает нас поток чужих волений.  [26]

Едва ли нужно доказывать далее, что воления одних людей влияют на поведение других. Нарисованная выше картина корабля, бросаемого волнами чужих волений в разные стороны, дает наглядную картину этого влияния.  [27]

Эти штрихи показывают, насколько значительным может быть влияние волений как дрессирующей силы на общественную жизнь. То же можно применить и к любому волению как дрессирующей силе, особенно к волениям правящих лиц, имеющих в своих руках силу, способную приводить в исполнение угрозы за нарушение их волений. Они могут привить как дурные, так и хорошие привычки управляемым. К сожалению, чаще всего прививают дурные, общественно вредные, а не полезные.  [28]

Все подобные факты говорят о том, что чувства-эмоции являются факторами поведения. Человек влияет на человека не только путем идей и не только посредством волений ( см. ниже), но и посредством своих чувств-эмоций, влияющих и затрагивающих чувства-эмоции других индивидов.  [29]

В той или иной форме они даны у всех людей. Каждый из нас, живя в среде себе подобных, погружен в море волений. Последние в виде множества всевозможных хочу других людей бьют в нас ежеминутно. Сделай то-то, Не делай то-то, Уйди, Приди, Приказываю поступить так, а не иначе, Убий, Люби, Чти отца твоего и матерь твою, Поставь самовар, Исполни свой долг, Люди должны вести себя так-то, - все подобные акты, с которыми мы постоянно обращаемся к другим людям, и другие люди - к нам, все они в большинстве случаев представляют полезные поступки. Каждый знает, что таких актов ежеминутно совершается великое множество. Посредством их люди согласуют свое взаимное поведение и влияют друг на друга. Вырваться из-под власти волений других лиц - невозможно, как нельзя, находясь среди волн, не подвергаться их ударам.  [30]



Страницы:      1    2    3    4