Cтраница 4
Подобно тому, как у Менделеева были неразрывно связаны между собой анализ и синтез, столь же неразрывно взаимосвязывались у него индукция с дедукцией; хотя сам он иногда именует себя сторонником бэконовской, толкуемой односторонне индукции, но на самом деле это было не так. Взгляды Менделеева по существу были противоположны тем представлениям об индукции, которые сложились в то время под влиянием английского индуктивизма ( Уэвелл, Милль), согласно которому индукция и дедукция совершенно разорваны между собой, причем индукция превращена в господствующий метод познания. Согласно же взглядам Менделеева, они взаимно дополняют одна другую и каждая из них выполняет свою познавательную функцию. [46]
Такие понятия, как картина мира, стиль мышления, надтеоретические логические структуры и предпосылочное знание, описывают одно и то же, а именно - метатеоретическое знание. Собственно теоретическое знание ограничено построением теорий - общих и частных. Философия только объясняет мир. Выделяют три основные познавательные функции научной теории - описание, объяснение и предсказание. [47]
Способствуя формированию отвлеченного мышления, категориального сознания, любой язык человека, как родной, так и иностранный, выполняет важнейшие мыслительные функции. Необходимо подчеркнуть также, что он является специфическим продуктом общественной истории. Как развивающееся явление любой язык изменяется и совершенствуется с развитием и изменением общества, приобретая социальное значение. В связи с этим чрезвычайно большое значение получает познавательная функция языка. Являясь важнейшим средством человеческого общения, он способен передавать большой опыт, накопленный поколениями в области идеологии, науки, техники, культуры. Все это фиксирует в себе прежде всего словарный запас конкретного языка. [48]
По-видимому, такое врожденное колебание стимулов служит причиной поведенческих альтернатив этой стратегии, которая благодаря приобретению знаний о свойствах объекта уменьшает неуверенность в поле напряженности возбуждений. Новые признаки отбираются и подчиняются врожденной или вновь приобретенной памяти. При этом поле напряженности, в котором осуществляется поведение поиска и получение новой информации, образуется не просто неизвестной ситуацией, а целой конфигурацией признаков, последняя частично может быть отождествлена с рецепторной корреляцией или корреляцией памяти. По данным Кликса, ориентирование находится в начале иерархической цепочки познавательных функций, которые ведут к самым совершенным формам человеческого познания. Как проходит ориентирование и ознакомление у человека, можно легко наблюдать у детей. [49]