Cтраница 3
Остается добавить, что спустя примерно лет тридцать старый воин Ян Вышатич в Киеве, хорошо знает Нестора, дружен с ним. Рассказ о восстании волхвов попал на страницы Повести прямо со слов Яна Вышатича. [31]
И вышли волхвы из Иерусалима, и - о чудо. Видя звезду ту, волхвы преисполнены были радостью. И, придя в окрестности Вифлеема, увидели они звезду над местом, где был рожден Иисус. [32]
Противостоя языческой легенде, он демонстрирует книжную эрудицию, вспоминает Аполлония Тианского, Навуходоносора, Менандра, библейских героев. Вывод очевиден: чудеса волхвов происходят творением бесовским. Но не христианская проповедь нам здесь нужна - суть легенды об Олеге - острое, смертельное даже противостояние не христианства и язычества, а двух систем языческих верований. Летописец, вслед за древним сказанием о вещем Олеге, которое он передает нам, предпочитает, при всех своих христианских позициях и ссылках на бесовские чудеса, все же славянского кудесника варяжскому волхву. Если попытаться суммировать всю калейдоскопичность законов, с которыми так или иначе на протяжении своей жизни сталкивался Владимир, то все впечатления, сведения, факты, наслаиваясь год от года, должны были выработать у него достаточный скептицизм по отношению к любым вероисповедным формам. [33]
Вышатич прежде всего разузнает, чьи смерды эти волхвы, и узнав, что они смерды его князя, послал к тем людям, которые были около волхвов, и сказал им: Выдайте мне волхвов. [34]
Епископ обратился к собравшимся: Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, кто же верует богу, пусть по кресту идет. [35]
В ближайшие дни ученые мужи начнут предсказывать, что приготовил нам 1993 год. Можно будет услышать самые разнообразные заявления и получить пророчества волхвов, хрустального икра или просто советы, которые начнут давать эти оракулы. [36]
Ян, сын воеводы Вышаты, так неудачно ходившего на Царьград в 1043 г., был человек бесстрашный и, на беду волхвов, беспощадный. [37]
Вышатич прежде всего разузнает, чьи смерды эти волхвы, и узнав, что они смерды его князя, послал к тем людям, которые были около волхвов, и сказал им: Выдайте мне волхвов. [38]
Вышатич прежде всего разузнает, чьи смерды эти волхвы, и узнав, что они смерды его князя, послал к тем людям, которые были около волхвов, и сказал им: Выдайте мне волхвов. [39]
Под тем же 1071 годом летопись рассказывает о появлении волхва в Новгороде. Здесь дело обстоит серьезнее, чем на Белоозере. Волхв не только брался предсказывать грядущее - это тот же мотив, что звучал и в Киеве, и на Ростовской земле - он делал это, хуля веру христианскую. Волхв обманул чуть не весь город - сокрушается Летописец. [40]
Вещий варяг не может предугадать собственной смерти. Он насмехается над кудесником, который действительно провидит грядущее, и - наказан. Сбывается пророчество славянского волхва: его вера, закон его отцов истин, варяжские верования - ложны. Насмешка над законом отцов - а летописный Олег дважды посмеялся над предсказанием кудесника - карается смертью. [41]
Агрикола, по-видимому, имеет здесь в виду библейскую книгу Исход, гл. Но в ней египетские волхвы соревнуются в этом с Аароном, братом Моисеевым. [42]
Сами религиозные знания имеют многоуровневую структуру. Есть языческие знания для обычных людей. Есть ведические знания уровня волхвов, жрецов, мудрецов. Волхвы, жрецы и мудрецы также имеют свою иерархию по знаниям. А есть и знания уровня совершенномудрых. [43]
Восстание было Ярославом подавлено. Интересно отметить, что, пока суздальские волхвы творили свои языческие обряды, Ярослав их не трогал. [44]
В конце 60 - х годов волхвы, которых давно уже не было ни слышно ни видно, появляются и в Новгороде, и на Белоозе-ре. Предсказывают грядущие перемены, перемены к худшему. И действительно, обстановка на Руси сложная. В 1061 году на русские земли впервые вторгаются половцы. Князья борются друг с другом за власть. С крестными целованиями и изменами русские князья осаждают русские же города, в усобицу втягивается Польское королевство. Половцы в жестокой битве на Альте наголову разбивают соединенные русские войска. Незадолго до этого ( в 1055 году) патриархат смещает русского митрополита Илариона и вынуждает Киев принять византийского епископа Ефрема. Ликвидируется относительная самостоятельность русской церкви, которая существовала со времени крещения до княжения Ярослава Мудрого, поставившего на кафедру Илариона без участия Константинополя. [45]