Cтраница 1
Волюнтаризм - одно из направлений философии, которое рассматривает волю в качестве основного принципа Мироздания. [1]
Волюнтаризм - субъективно-идеалистическое течение в социологии, отрицающее объективные законы и утверждающее, что развитие общества зависит от воли героев, ведущих за собой толпу. Фатализм в объяснении общественных явлений, напротив, исходит из признания неизбежного, предопределенного свыше хода истории. [2]
Преодоление волюнтаризма в идеологии проходило в конце 1960 - х годов весьма осторожно, без огульных обвинений и разоблачений. [3]
Больше волюнтаризма, больше филантропии, больше стратегического планирования, учитывающего изменяющегося потребителя, и направление большей доли корпоративных ресурсов на решение проблем, воздействующих на все общество, - может, это и есть выход. [4]
К волюнтаризму Ницше восходят также и осн. [5]
О волюнтаризме в управлении говорят тогда, когда руководитель стремится навязать свои субъективные установки другим людям, коллективу. Такой руководитель обычно вступает в конфликт с жизнью. Человеку не предоставлено полной свободы в принятии любого решения. Он должен учитывать объективные закономерности при выборе того или иного действия. [6]
Субъективизм и волюнтаризм отнюдь не тождественны сознательному началу в развитии производственных отношений. Напротив, они толкают на вмешательство, которое игнорирует объективные законы, уровень и потребности развития производительных сил. [7]
Чтобы избежать волюнтаризма и субъективизма с его пагубными последствиями, необходимо, во-первых, добиваться глубокой научной обоснованности экономической политики государства и методов ее осуществления. [8]
Социальные корни волюнтаризма и фатализма кроются в конечном счете в неразвитости творческих сил и ограниченности возможностей человека в антагонистическом обществе. [9]
Эклектическая смесь волюнтаризма и провиденциализма обнаруживается в труде итальянского философа, историка и публициста Бенедетто Кроче ( 1866 - 1952) Теория и история историографии ( 1915; русск. [10]
На смену теистическому волюнтаризму, объясняющему природные и социальные процессы волей всемогущего Бога, приходит природный, естественный детерминизм. Правда, ученые не сразу отказываются от признания роли божественного фактора. Но они все чаще трактуют этот фактор либо с позиций деизма, рассматривая его лишь в качестве божественного первотолчка, после которого природа развивается по своим собственным законам, либо с позиций пантеизма, растворяя божественное начало в природном. В обоих случаях речь уже не идет, как ранее, о concursus Dei, соприсутствии Бога, постоянно оказывающего воздействие на природное и социальное бытие. [11]
Марксизму-ленинизму чужды субъективизм и волюнтаризм, толкающие партию на путь авантюризма, к ошибкам, приносящим ущерб делу строительства социализма и коммунизма. [12]
Для устранения возможности возникновения волюнтаризма объединение ( предприятие) должно разработать классификатор требований, который должен содержать перечень возможных претензий, форму их учета, а также формы и размеры ответственности. [13]
С целью предотвращения опасности волюнтаризма, углубления администрирования по всем направлениям общественно-политической жизни советского общества, возникновения нового вождизма Н. С. Хрущев в октябре 1964 г. был смещен со всех постов партийного и государственного руководства. [14]
В целом же идеи классического волюнтаризма сейчас никто сколько нибудь подробно обосновать даже и пытается. Высказавшись в пользу такого подхода истории, автор обычно на последующих страницах сам себя опровергает. Все современные исследователи, специально обращающиеся к проблеме роли личности в истории, обычно выступают против волюнтаризма. В качестве примера можно привести книгу известного американского философа Сидни Хука ( 1902 - 1989) Герой в истории ( 1943; 1955; русск. [15]