Cтраница 1
Свободная воля опровергается наблюдением человека и целых групп. [1]
Проблема свободной воли и фвтумв однв из самых старых проблем человечества, не в последней степени она связана с астрологической практикой. До сих пор эта про-блемв - однв из самых актуальных и вызывает горячие споры. [2]
На первом этапе свободная воля реализуется в наличном бытии в качестве такого внешнего предмета, как собственность, которая и регулируется абстрактным ( формальным) правом. Конкретным проявлением отношений собственности являются договор и различные формы его преступного нарушения. Здесь свобода выступает в качестве субъективной воли. Последняя в силу своего произвола необходимо должна быть ограничена и отрицается моральностью. Свободная субъективная воля как бы попадает под диктат добра, внутреннего стимула моральности, благодаря которому человек поступает не как произвольная воля, а совмещает свои интересы с интересами других субъектов. [3]
Как на доказательство свободной воли ее сторонники указывают на существование чувства свободы, что оспаривают детерминисты, считая это чувство иллюзорным. [4]
Обладаем ли мы свободной волей в отношении наших гороскопов. [5]
Доказано, что именно свободная воля человека и вызывает противоположность между потребительной стоимостью и меновой стоимостью. [6]
Чтобы рассмотреть вопрос о свободной воле в перспективе, его можно заменить вопросом, по моему мнению, эквивалентным, но выраженным в более нейтральных терминах Вместо того, чтобы спрашивать Обладает ли система X свободной волей. Есть ли в системе X понятие выбора. Думаю, что выяснение того, что мы имеем в виду, говоря, что некая механическая или биологическая система способна выбирать, может многое прояснить в вопросе о свободной воле. [7]
Чтобы не остаться абстрактной, свободная воля должна прежде всего дать себе наличное бытие, и первым чувственным материалом этого наличного бытия суть вещи, другими словами, внешние предметы. Этот первый вид свободы есть тот, который мы узнаем как собственность, - сфера формального и абстрактного права; в эту сферу с таким же основанием должна входить и собственность в ее опосредованной форме в виде договора, и право в его нарушении, как преступление и наказание. [8]
Другие для объяснения ссылались на свободную волю человека: одни, мол, народы так захотели устроиться, а другие - иначе. Один человек по своей свободной воле живет честно, а другой по своей злой воле живет дурно. Все зависит от свободной воли человека и в ней надо искать причину всех этих различий, - так говорили сторонники свободы воли человека. [9]
Словом, всякие разговоры о свободной воле человека, освобожденной от причинной зависимости, приходится отложить в сторону. Свободная воля означала бы невозможность науки: сегодня свободная воля вздумала бы действовать так, завтра - иначе, послезавтра - на новый манер. При таких условиях она была бы неуловима, и наука бессильна была бы изучать цепь причин и следствий в данных явлениях. [10]
Добро творится человеком на путях применения свободной воли во имя личности и любви: Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь ( 1 Ин. Иное применение свободной воли оборачивается ее самоотрицанием и духовной деградацией человека. Таким образом, в человеческой свободе содержится не только возможность добра, но и риск зла. Зло есть ложное применение свободы; истиной свободы является добро. Поэтому зло не имеет самостоятельной сущности и сводится лишь к отрицанию добра: все якобы самостоятельные определения зла на поверку оказываются лишь определениями добра, взятыми с обратным знаком. [11]
Мало помогает делу и ссылка на свободную волю человека. Объяснить что-либо свободной волей - значит ничего не объяснить. [12]
Я знаю, что у меня есть свободная воля и душа. [13]
Лукреций, лучший истолкователь эпикурейской философии - будет свободная воля, вырванная у судьбы воля живых существ. Это противоречие между атомом как явлением и атомом как сущностью проходит через всю философию Эпикура и приводит к тому безгранично произвольному объяснению физических явлений, которое вызывало насмешки уже в древности. Лишь в небесных телах разрешаются все противоречия эпикурейской натурфилософии, но об их всеобщее и вечное существование разбивается и принцип самосознания абстрактной единичности. А потому Эпикур сбрасывает с себя всякую материальную личину и в качестве величайшего греческого просветителя, как называет его Маркс, борется против религии, которая пугает смертных грозными взглядами с небесных высот. [14]
Зло начинается в сфере нравственной ( как извращение свободной воли), оно, прежде всего - в непризнании абс. [15]