Свободная воля - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Есть люди, в которых живет Бог. Есть люди, в которых живет дьявол. А есть люди, в которых живут только глисты. (Ф. Раневская) Законы Мерфи (еще...)

Свободная воля

Cтраница 3


Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом, и способностью к обучению. Из этого бесспорно верного обстоятельства делался вывод о том, что самое главное - научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества. Люди, освоившие высшие ценности культуры и поведения, осознают выгоды и необходимость наилучшей модели, а потому могут устроить свою жизнь в соответствии с ней и установить наилучший социальный порядок и благоденствие. С точки зрения науки здесь интересны только два момента: определение оптимальных путей просвещения, распространения высокой культуры, а также разработка наилучшего кодекса человеческого поведения и разумного государственного устройства.  [31]

Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом, и способностью к обучению.  [32]

В органической системе каждый из ее уровней представляет собой эволюционирующий, самоорганизующийся процесс как таковой с присущим ему началом свободной воли. В связи с этим направления или принципы внутренней организации, задаваемые Созидающему Центру ближайшим к нему вышепорядковым уровнем, действуют скорее как приглашение, призыв, а не как механический приказ. Влияние вышепорядковой системы может представляться человеку контролирующим его в том случае, если личность его еще не утвердилась в качестве автономного существа. Эта иллюзия служит главным источником сопротивления высшему Я.  [33]

Наконец, делается все более очевидным, что неограниченная уголовная репрессия феодально-абсолютистского государства вообще подавляет не столько преступную волю, сколько свободную волю как таковую. В страхе перед судебными расправами люди начинают остерегаться всякого решительного волеизъявления, всякой инициативы и риска, всякой неординарности.  [34]

Здесь самое время вернуться к другой стороне понятия субъекта, согласно которой быть субъектом означает стоять в центре вещей и обладать свободной волей. Уже само это определение указывает на связь с авраамической традицией. Активный познающий субъект, которому, в свою очередь, поклоняются ангелы, - это тот, кто в святом Коране и называется Халифа - наместник, или, точнее, преемник. Именно отсюда выходят все разночтения, ведущие к жестокому духовному противостоянию.  [35]

Аспект управления ресурсами, который нельзя измерить количественно, - преимущественно волюнтаризм ( волюнтаризм - философская школа, придающая большое значение силе свободной воли), имеющий решающее значение для того духа предпринимательства, который снова и снова доказывает, что плюсы крупного производства - это еще не все. Технократу этого не понять, поскольку логическая рациональность легко доказывает недостатки разделения деятельности там, где заметны выгоды крупного производства.  [36]

Сейчас сатана ослаб, его время кончается, приближается Эра Водолея, но дальнейший ход истории зависит от нас, от нашей свободной воли, от нашего разума, от нашего чувства. И в первую очередь от того, кому мы отдаем свои духовные силы: двуликой иудохристианской Рыбе или Своим Родным Национальным Богам.  [37]

Человека можно как живое существо принудить ( bezwungen werden), т.е. подчинить власти других его физическую и вообще внешнюю сторону, но свободная воля в себе и для себя принуждена быть не может...  [38]

С одной стороны, наличие случайного генератора в сервере, который организует выбор идей для реализации, есть одна из наиболее важных составляющих свободной воли.  [39]

Я убежден в том, что объяснение неожиданно возникающих в наших мозгах явлений - идей, надежд, образов, аналогий и, наконец, сознания и свободной воли - основаны на некоем типе Странных Петель, то есть такого взаимодействия между уровнями, при котором высший уровень воздействует на низший уровень, будучи в то же время сам определен этим низшим уровнем. Иными словами, это самоусиливающий резонанс между различными уровнями - нечто вроде суждения Хенкина, которое становится доказуемым, только утверждая свою доказуемость. Индивидуальность рождается в тот момент, когда она становится способна отразить саму себя.  [40]

Таким образом, в самом начале была установлена федерация ( слово употреблялось без учета конституционных тонкостей) как приемлемая форма, через которую самоопределяющиеся народы по их собственной свободной воле могли вновь быть собраны воедино. Но все это относилось к сфере буржуазной революции; было достаточно - и ничего не стоило - провозгласить буржуазно-демократические принципы, чтобы дискредитировать буржуазно-демократическую практику.  [41]

Навязывая гражданам модель восприятия мира, созданную без учета индивидуальных интересов, тоталитарное общество на до-информационном этапе развития технологий вынуждено было прибегать к грубому административному насилию над свободной волей, информационное - располагает соответствующими технологиями, позволяющими насаждать господствующую модель сознания, поведения мягкими методами в форме социально-психологической помощи.  [42]

Реакционные буржуазные философы и психологи рассматривают волю человека как внутреннюю силу, которая не зависит от общественной среды и от всяких внешних влияний, они считают ее свободной волей. Подобная воля оказывается врожденной и не подлежит изменениям под воздействием внешней среды, то есть она не может воспитываться. Те, кто рожден храбрым, проявляют храбрость, а рожденные трусами - ими и остаются. Совсем не трудно понять классовую сущность этого реакционного, мистического понимания сущности воли.  [43]

По словам теоретика и комментатора учения Г. И. Гурджиева Петра Демьяновича Успенского ( 1878 - 1947), тот, кто достиг всего возможного для человека, имеет постоянное Я и свободную волю.  [44]

Когда будут построены думающие машины, нам не нужно будет удивляться, если они проявят такое же непонимание и упрямство, как люди, по поводу разума и материи, сознания, свободной воли и тому подобных вещей.  [45]



Страницы:      1    2    3    4