Cтраница 2
Трудно примирить случайность и порядок, стечение обстоятельств и необходимость или свободную волю и детерминизм. Это дихотомия - снова Демиург, недостаточно хорошо копирующий Благо. [16]
Какая забавная мысль - автомат, думающий, что он обладает свободной волей. [17]
Так или иначе, мне не терпится услышать идеи Минского по поводу свободной воли. [18]
Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. [19]
У Пико мы слышим отзвуки учения о человеке, которому Бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. [20]
Феномен отсутствия знаний и, следовательно, невозможность пред ] дения являются результатом свободной воли. [21]
Но если благодаря пуму возможно определить объективный масштаб ценности, онтологи-ч кое измерение свободной воли теряет смысл. В действительности, с ммента, когда реальность начинает рассматриваться как нечто объектив - н, а человеческий разум наделяется способностью раскрыть спои за - П1ы, - проблема формирования ожиданий считается решенной. Если шицо однородная классификация оценок в среде индивидов, то каждый пожет предугадать действия другого. Зная структуру предпочтений снтов, мы получаем возможность предвидеть их действия и результат их ктупков. Позитивная свобода воли не может рассматриваться как нечто данное и поведении человека. Исходя из принципа рациональности, она нжна уступить место нормативной этике, которая становится инструмент IM и условием координации индивидуальных планов. [22]
Стоит нам признать, что хотя бы иногда мы живем, подчиняясь закону свободной воли, и мы готовы к внутренним переменам: мы способны, принимая на первых порах незначительные решения, готовить себя к принятию серьезных решений. Подобно художнику, готовящему себя к созданию полотен, которые он хочет написать, будущий изобретатель может готовить себя к изобретению тех вещей, которые он хочет изобрести. [23]
В главе XII была высказана мысль, что то, что мы называем свободной волей, - это результат взаимодействия символа ( или подсистемы) самого себя с другими символами в мозгу. [24]
Статистическое исследование браков, выявляющее определенные закономерности, не зависящие не то что от свободной воли индивидов, но от их воли вообще, впечатляют Канта тем более, что речь идет в данном случае HNienno о сфере интимных взаимоотношений людей. О сфере, где свободная воля имеет столь большое влияние, что уж здесь-то человеческие контакты кажутся не подчиненными никакому правилу, на основании которого можно было бы наперед математически определить число браков, какими они, эти контакты, так или иначе увенчиваются. Отсюда Кант и делает вывод о том, что, во-первых, человеческий род существует как некая - эмпирически фиксируемая - целостность. [25]
Личный характер христианского Бога не позволяет мыслить его в терминах необходимости: Бог имеет свободную волю. [26]
Ахилл - Интересно, что вы об этом заговорили, я только что слышал дискуссию о свободной воле и детерминизме, которая заставила меня снова задуматься над этими вопросами. Честно признаюсь, что чем больше я над этим размышлял, тем хуже запутывался; в конце концов, у меня в голове образовалась такая каша, что я уже сам не понимал, о чем думал. Интересно, что ответил бы умно-глупый, если бы его спросили, что он думает о свободной воле и детерминизме. [27]
Прудон делает производителя господином над средствами производства; но он согласится с нами, что не от свободной воли зависят его средства производства. Даже более: эти средства производства в значительной части являются продуктами, получаемыми производителем извне, и при современном производстве он не свободен даже настолько, чтобы производить продукты в желательном ему количестве. Современная степень развития производительных сил обязывает его производить в таком-то и таком-то масштабе. [28]
Разгон большевиками Учредительного собрания - не просто реакция на упрямство этого политического института, большинство в котором свободной волей избирателей получили оппозиционные большевикам партии. [29]
А вот, кроме первого, естественного, и другой источник права, а именно - проистекающий из свободной воли бога, повиноваться которой беспрекословно повелевает нам самый наш разум. [30]