Cтраница 3
Вот почему тот, кто составляет законы, не имеет, следовательно, или не должен иметь какой-либо власти их вводить; народ же не может, даже при желании, лишить себя этого непередаваемого права, ибо согласно первоначальному соглашению, только общая воля налагает обязательства на частных лиц, и никогда нельзя быть уверенным в том, что воля какого-либо частного лица согласна с общею, пока она не станет предметом свободного голосования народа. Я уже это говорил, но небесполезно это еще раз повторить. [31]
Термин политика на теоретическом уровне понимается весьма многозначно, но суть его заключается в том, что он отражает сферу жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями, государством, политическими партиями, общественно-политическими движениями, организациями, отдельными гражданами, действия которых призваны гарантировать жизнедеятельность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. [32]
И наша общая воля состоит в том, чтобы так было и впредь. [33]
Согласно учению Руссо, люди, пребывающие в естественном состоянии, заключают между собой общественный договор, по к-рому они отдают личность и имущество каждого в его же собственных интересах под верховное руководство общей воли. Единственным выразителем этой общей воли является народ. [34]
Согласно учению Руссо, люди, пребывающие в естественном состоянии, заключают между собой общественный договор, по к-рому они отдают личность я имущество каждого в его же собственных интересах под верховное руководство общей воли. Единственным выразителем этой общей воли является народ. [35]
Согласно учению Руссо, люди, пребывающие в естественном состоянии, заключают между собой общественный договор, по к-рому они отдают личность и имущество каждого в его же собственных интересах под верховное руководство общей воли. Единственным выразителем этой общей воли является народ. [36]
Создание государства означает появление из отдельных и несовершенных людей морального и коллективного целого, некоего политического тела, в котором растворяется отдельная человеческая личность. Следовательно, государство у Руссо выступает носителем общей воли, оно обладает абсолютной властью. А в случае неподчинения отдельных индивидов государство имеет право заставить принудить их быть свободными, ибо свобода у Руссо проявляется в соответствии только с общей волей. [37]
Во всех указанных действиях вкраплен определенный элемент цивилизационного. Так, контроль за монополиями позволяет консолидировать общую волю подавляющего большинства населения - потребителей и их приоритет над производством и рынком. Но есть сферы, где цивилизационный момент безусловно преобладает. Это сферы, которые в отличие от отраслей, производящих индивидуальные товары, производят товары общественного пользования и общественные услуги. [38]
Суверенитет не может быть представляем по той же причине, по которой он не может быть отчуждаем. Он заключается, в сущности, в общей воле, [ с. Депутаты народа, следовательно, не являются и не могут являться его представителями; они лишь его уполномоченные; они ничего не могут постановлять окончательно. Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон. Английский народ считает себя свободным: он жестоко ошибается. [39]
О понятии и разновидностях законов рассуждает и Жан Жак Руссо. Законы, с его точки зрения, - это акты общей воли. Подобная трактовка, в целом исключающая естественно-правовые начала ( хотя о естественном праве Руссо говорит при рассмотрении процесса происхождения государства), как отмечают исследователи, содержит в себе зародыш окончательно оформившегося в XIX в. [40]
Высокая динамика польско-советского сотрудничества во всех его областях является выражением общей воли, общим делом наших партий, правительств и народов. [41]