Cтраница 1
Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Философы, образовавшие лагерь материализма, признавали первичным материю, бытие и вторичным - сознание и считали сознание результатом воздействия на него объективно существующего внешнего мира. Философы, составившие лагерь идеализма, принимали за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. [1]
Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно лп оно верно отражать мир. Философы, образовавшие лагерь материализма, признавали первичным материю, бытие и вторичным - сознание и считали сознание результатом воздействия на него объективно существующего внешнего мира. Философы, составившие лагерь идеализма, принимали за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. [2]
Основной вопрос философии в своих работах Д. И. Менделеев решал материалистически. Он не сомневался в том, что природа существует вне и независимо от нашего сознания. [3]
Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Философы, образовавшие лагерь материализма, признавали первичным материю, бытие и вторичным - сознание и считали сознание результатом воздействия на него объективно существующего внешнего мира. Философы, составившие лагерь идеализма, принимали за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. [4]
Основной вопрос философии находит свое до конца последовательное решение в материалистическом объяснении истории общества: изменение общественного сознания человека зависит от изменений общественного бытия. Только благодаря историческому материализму стало возможным понимание того, что сознание есть такая функция чело-веч, мозга, к-рая является обществ, продуктом, результатом общественно-трудовой деятельности людей, условий обществ, жизни. Все основные вопросы теории и истории познания могут быть правильно решены лишь на основе научного решения центральных проблем учения об обществе. [5]
Основные вопросы философии, материализм и идеализм уходят в безвозвратное прошлое. Ницшеанцы и утописты, позитивисты и махисты, гегельянцы и экзистенциалисты, вскоре окончательно забудутся как временные переходные формы между прошлым и будущим. Нас ожидает новый триединый мир по-западному: еда, секс, насилие. [6]
Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если основной вопрос в ней прямо и не формулируется. Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. [7]
Основным вопросом философии является вопрос об отношении между мышлением и бытием. [8]
Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. В зависимости от решения этого вопроса все философские направления делятся на два лагеря: материалистический ( см. материализм), выражающий прогрессивные, научные идеи, и идеалистический ( см. идеализм), выражающий реакционные, антинаучные идеи. Борьба философских направлений отражает борьбу классов и партий в обществе. Идеологическая борьба, наряду с экономической и политической, является одной из основных форм классовой борьбы. [9]
Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если основной вопрос в ней прямо и не формулируется. Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. [10]
Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если осн. Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Борьба материализма и идеализма проходит осн. Эта борьба тесно связана с развитием об-ва, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов. [11]
Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если осн. Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. [12]
Основным вопросом философии, как отмечалось, является вопрос о соотношении материи и сознания. Поэтому изложение основ диалектического и исторического материализма мы должны начать с выяснения того, что собой представляет материя и как она связана с сознанием. [13]
Энгельсом основного вопроса философии, данное им в работе Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии ( см. К. Ленин имеет в виду ниже ( см. настоящий том, стр. [14]
Материалистически решая основной вопрос философии, Ломоносов считал, что материя состоит из атомов, которые, соединяясь, образуют молекулы ( корпускулы), а из последних состоят все чувственные тела. [15]