Cтраница 3
Видный российский социолог и историк Н. И. Кареев, автор книг Основные вопросы философии истории ( 1883), Сущность исторического процесса и роль личности в истории ( 1889), Введение в изучение социологии ( 1897), Общие основы социологии ( 1919) и др., полагал, что социология призвана открывать законы, управляющие общественными явлениями. [31]
В последние годы высказано предложение подойти по-новому к содержанию основного вопроса философии, расширить состав его сторон. Предполагается, в частности, помимо онтологической и гносеологической сторон выделять в нем социально-аксиологический аспект. [32]
ИДЕАЛИЗМ - философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии. Материалистическому де-теряшнизму последовательный И. [33]
ИДЕАЛИЗМ - философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии. Материалистическому детерминизму последовательный И. [34]
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - философия марксизма-ленинизма, органически сочетающая материалистическое решение основного вопроса философии. Основные его положения были разработаны Марксом и Энгельсом, творчески развиты Лениным и другими марксистами. [35]
ИДЕАЛИЗМ - направление в философии, исходящее из ложного решения основного вопроса философии в пользу первичности духа, идеи, сознания, субъективного и вторичности материи, природы, бытия, объективной действительности как в онтологическом, так и в гносеология, плане. [36]
Изучая окружающий нас мир, мы прежде всего должны ответить на основной вопрос философии: что первично - материя или сознание. [37]
Исходя из признания вечности, несотворимости материи, Менделеев материалистически решал основной вопрос философии. [38]
Так современные позитивисты пытаются подняться над материализмом и идеализмом и ликвидировать основной вопрос философии. [39]
Соединением в единое целое субъективных и объективных форм бытия прагматисты пытаются обойти основной вопрос философии, по дняться над материализмом и идеализмом и утвердить некую мнимую третью, свободную от ограниченностей материализма и идеализма линию. [40]
Может возникнуть вопрос: не являются ли понятия идеальное и - психическое тождественными и нельзя ли основной вопрос философии формулировать одновременно и как соотношение материального с идеальным, и как материального с психическим. Думается, что подобное отождествеление неправомерно. Идеальное же представляет собой категорию сугубо философскую. [41]
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - в более широком аспекте вопрос о месте психического в природе, восходящий к основному вопросу философии, в частном - проблема соотношения нсихич. [42]
Видно, что, отказываясь от признания определяющей роли экономических отношений, структурно-функциональный анализ фактически опирается на идеалистическое решение основного вопроса философии применительно к общественной жизни. Функционалисты прямо объявляют о своем стремлении встать над материализмом и идеализмом. Для этого они кроме теории факторов используют и теорию социального действия, утверждая, что именно социальное действие есть самый простой, исходный элемент всей социальной структуры. Схема социального действия такова: действующее лицо или актер; ситуация, в которой происходит действие; цели действия и средства их достижения. Все три составляющих трактуются субъективистски: сущность актера - это его сознание; ситуация - это представление актера о его социальном окружении; цели и мотивы действия определяются индивидуальными устремлениями актера. Таким образом, основная схема структурно-функционального анализа оказывается субъективно-идеалистической. В целом это направление оказалось бессильным преобразовать эмпирическую социологию, ибо его теоретическое содержание не выходит за рамки традиционных буржуазных взглядов. [43]
Те же идеи в еще более развитом виде проводятся Даламбером в очень интересном сочинении, опубликованном им в первый раз в 1759 г. 1 Четвертый том этого сочинения посвящен основным вопросам философии, а глава XV - геометрии; она содержит суждения о сущности геометрии, ее задачах и способах ее построения. [44]
Сконцентрировав внимание на изучении материального бытия, сознания и присущих им всеобщих законов, марксистско-ленинская философия дает последовательно научное решение вопроса об от-ношении сознания к бытию, мышления к материи, то есть основного вопроса философии. Материю и сознание, а также их взаимоотношение она трактует как развивающиеся, подчиняющиеся общим диалектическим законам. Поэтому марксистско-ленинскую философию часто характеризуют как науку, изучающую законы взаимосвязи материи и сознания, наиболее общие законы развития природы, общества и мышления и на их основе разрабатывающую мировоззрение и метод познания и революционного преобразования действительности. [45]