Cтраница 3
Все вышесказанное mutatis mutandis применимо и к моральному воспитанию. Воспитание человека представляет то или иное изменение его свойств и поведения, сообразное с поставленной целью или идеалом. Вопрос о возможности интенсификации его сводится к вопросу: способен ли человек к изменению своих моральных навыков и актов поведения или нет. Ответ может быть только утвердительным: как и все в мире, наряду с неорганическими ( металлы) и органическими телами ( культура растений), поведение и свойства человека могут быть изменяемы, если только даны надлежащие условия и средства. [31]
Общая психология учит вас тому, что функция нашей психической жизни состоит в видоизменении наших физических реакций с тем, чтобы они соответствовали окружающей среде и обеспечили вам жизнь, удовлетворение и плодотворную деятельность. Только поскольку воспитание человека производит изменения - в его двигательных реакциях, оно делает его более ценным для общества, как целого, ибо люди влияют на других людей только своими поступками. Никакое знание, никакой интерес или идеал, никакая привычка к мысли или чувству не сделала своего дела, пока то или другое не выразилось в действии, пока оно не осуществило чего-нибудь. Кроме того, двигательные реакции человека влияют обратно на его же ум и характер. Его мысли не только не имеют никакой цены для других людей, пока они не изменят его поступков, но они так же малоценны и для него самого. Наши собственные движения могут быть самыми главными нашими воспитателями. Во всяком случае, им принадлежит место наряду с впечатлениями, воспринимаемыми из внешнего мира, и с поступками других людей. [32]
Дошкольная и школьная педагогика составляет подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учеб -, но-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, Возрастная педагогика, как она сложилась к настоящему времени, охватывает всю систему среднего образования. [33]
Третью функцию потребностей можно условно назвать функцией присвоения личностью общественных отношений. В широком смысле слова воспитание человека, его социализация означают в первую очередь формирование общественно полезных потребностей. Собственно процесс присвоения общественных отношений и их преобразование в идеальную форму в психике осуществляются механизмом поведения и деятельности, представляющим собой главное звено социальной активности человека. Потребности в этом процессе выполняют роль, если можно так сказать, резервуара, в котором социальный опыт накапливается, приобретает личностный характер и вновь обращается вовне, в окружающую среду, в качестве необходимости, в основе которой лежит усвоенный и присвоенный личностью социальный опыт. [34]
Исследование человека базируется н а изучении его существования ( экзистенции), основными моментами которого выступают: образ жизни человека, соответствующий общественному строю, в котором он живет, и формирование его как личности. При этом в процессе воспитания человека нужно помнить не только о личностнообразующих свойствах, но и о глубинных основах природы человека, в которых соединены ( хотя и в разных пропорциях) физиологические, психологические и социальные детерминанты. Поэтому односторонне социальный подход к воспитанию человека недостаточно эффективен, ибо он требует объединенных усилий естественных, психологических и общественных наук. В буржуазном обществе представители господствующих классов в условиях вседозволенности легко сбрасывают шкурку цивилизации, обнажая худшие стороны природы человека. Трудовой человек оставался человеком й самые мрачные периоды истории, ибо в труде реализуются лучшие потенции его природы. Поэтому воспитание нового человека - это не ломка природы человека, а прочное, надежное и более высокое его психологическое и идейное оснащение. Возможность психологического и идейного совершенствования, предоставленная личности марксистско-ленинской наукой и социалистической культурой, подкрепляется научно-технической революцией, которая повышает благосостояние людей социалистического общества и освобождает их время для осуществления своих творческих способностей. [35]
Стоики полагали, что через воспитание человека можно сделать добродетельным, основные качества, которые следует формировать в человеке, - это невозмутимость, спокойствие и самодостаточность, В своей педагогической деятельности стоики придерживались сократовских и кинических представлений о воспитании. В основу умственного образования ими была положена логика Аристотеля. [36]
Сформированная в начале 70 - х годов система экономического образования в трудовых коллективах реализует двуединую цель. Важнейшей стороной этой цели является воспитание человека как подлинного хозяина страны, способного рассматривать ж оценивать свою экономическую деятельность с общегосударственных позиций. Овладение марксистско-ленинской экономической теорией, глубокое понимание экономической политики партии выступает в качестве основы формирования у каждого работника таких качеств, как забота об интересах государства, предприимчивость и деловитость, организованность и дисциплинированность. Вместе с тем система массового экономического образования помимо воспитательной реализует и важную прикладную цель. Она состоит в повышении компетентности кадров, улучшении их подготовки к грамотной экономической деятельности, активному, творческому участию в управлении производством, в осуществлении мер по совершенствованию хозяйственного механизма, повышению эффективности общественного производства. [37]
Стоики полагали, что через воспитание человека можно сделать добродетельным, основные качества, которые следует формировать в человеке, - это невозмутимость, спокойствие и самодостаточность. [38]
Одна из них направлена на духовное воспитание человека, а вторая - на удовлетворение его материальных потребностей, С развитием материальной базы социалистического общества человек все больше и больше внимания будет уделять духовной деятельности, однако в современных условиях основная часть времени еще затрачивается людьми на удовлетворение своих материальных потребностей. Поскольку целью технологии является производство предметов потребления, то отсюда вытекает важный вывод о том, что в настоящее время технология является одной из основных научных дисциплин. [39]
Общение имеет исключительное значение для становления и развития сознания у детей. Но организация общения в целях воспитания человека необходима для всех возрастных групп в соот -, ветствии с конкретными условиями и спецификой игровых, учебных, трудовых, общежизненных задач: особенно существенными при этом являются вопросы согласования факторов деятельности и общения, соотношения их. [40]
Государство ( государственное правление) только тогда оправдывает себя, когда оно обеспечивает всеобщее благо и охрану прав человека, основным из которых является частная собственность. Он считает, что главное в воспитании человека - сделать каждого счастливым. Для этого надо открыть законы, которые способны сделать людей максимально счастливыми. [41]
Однако кроме педагогики этим объектом заняты многие другие науки, прикладные и базовые, каждая из которых находит в данном объекте свой предмет: психология - психические процессы, физиология - физиологические процессы, а кибернетика - процессы управления воспитанием. И лишь педагогика исследует и разрабатывает сугубо прикладной аспект воспитания человека: создание искусственных воспитательных систем, которые названы педагогическими системами. Эту свою деятельность педагогика осуществляет с опорой на данные многих наук, но в эти науки не переходит. [42]
Мало связаны с определенным местом культурная жизнь людей, посещение зрелищ, развлечения. Более четко локализуются в пространстве функции, связанные с воспитанием человека ( дошкольные учреждения и школы) и охраной его здоровья ( поликлиники), а также с торговым и бытовым обслуживанием. Однако конкретные формы организации каждой из этих функций имеют свои особенности. Определяемые ими связи захватывают различные пространства, форма которых не обязательно подчиняется границам, которые создают транспортные коммуникации. [43]
Пока что молекулярная биология не может нам со - общить, что означают эти легко и трудно на языке атомов и молекул. Когда же модель, демонстрирующая роль биологической структуры в воспитании человека, будет создана, она, вероятно, будет кой в чем напоминать огромный шкаф с бесчисленным количеством подразделений, полок и ящичков, стенки которых сделаны из резины. [44]
Учебный процесс в высшей школе имеет свои особенности. Он направлен на формирование и подготовку спе - - циалиста, воспитание человека. Результаты этого труда лишь частично и весьма относительно измеряются баллами на экзамене. [45]