Cтраница 1
Социальное воспитание обретает особую остроту в кризисные периоды развития общества и служит средством самозащиты людей, брошенных государством. Именно так произошло и в нашей стране. Подавленное как буржуазный пережиток в 20 - х годах, оно снова возвращается, робко нащупывая себе дорогу в действующей по инерции государственной системе. Помощь социальным аутсайдерам - престарелым, инвалидам, одиноким, малоимущим и другим категориям населения - главные направления социального воспитания на этапе перехода нашей страны к рыночным отношениям. [1]
Чудо социального воспитания в том и состоит, что оно калек научает работать, немых обучает речи, слепых заставляет читать. [2]
Смысл социального воспитания с научной точностью определяется как известный социальный отбор, который воспитание производит из множества возможностей, заключенных в ребенке, предоставляя осуществиться только одной. [3]
Другая задача социального воспитания заключается в выработке и шлифовке особенно тонких форм социального общения. Дело в том, что социальные отношения в нашу эпоху делаются грандиозными не только по масштабу, они грандиозны по степени диффе-ренцировки и сложности. Социальные отношения в прежнее время исчерпывались небольшой группой трафаретных отношений, и бытовые правила житейской вежливости более или менее полно охватывали курс социального поведения человека. Вместе с всерас-тущей сложностью жизни человек входит во все более и более сложные и разнообразные социальные отношения, он становится частью самых разных социальных образований, и поэтому все многообразие социальных отношений современного человека не может быть исчерпано какими-нибудь заранее готовыми навыками или умениями. Скорее, перед воспитанием стоит цель выработки не определенного количества умений, а известных творческих способностей к быстрой и умелой социальной ориентировке. [4]
Поэтому школу социального воспитания не надо понимать просто как толпу детей, ничем друг с другом не связанных. [5]
Общий строй социального воспитания направлен к тому, чтобы в максимальной степени раздвинуть рамки личного и ограниченного опыта, наладить контакт между психикой ребенка и обширнейшими сферами уже накопленного социального опыта, как бы включить ребенка в возможно более широкую сеть жизни. Эти общие задачи всецело определяют и пути эстетического воспитания. В искусстве человечеством накоплен такой громадный и исключительный опыт, что всякий опыт домашнего творчества и личных достижений кажется жалким и мизерным по сравнению с ним. Поэтому, когда говорится об эстетическом воспитании в системе общего образования, всегда надо иметь в виду это приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества: подвести вплотную к монументальному искусству и через него включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую проделывало человечество в течение тысячелетий, сублимируя в искусстве свою психику. [6]
В процессе социального воспитания личности усваиваемая ею духовная культура становится из совокупности знаний о миро осознаваемой программой ее обществ. Именно как фактор поведения человека его знания становятся его убеждениями. Вот почему принципиальные люди, глубоко убежденные в правоте своих взглядов, способны идти на любые страдания и даже на смерть. Многие великие истины и принципы социальной справедливости оплачены кровью их убежденных защитников, к-рые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке и на чужбине. [7]
Проблема личности в социальном воспитании может означать одновременно несколько отдельных вопросов. Первый из них касается тех индивидуальных различий, которые присущи каждому ученику. При родовой общности строения человеческого телп и поведения каждая конституция отличается особыми, неповторимыми, единичными, ей одной принадлежащими качествами и свойствами и, в сущности, представляет собой вариацию того среднего типа человека вообще, на который следует смотреть лишь как на удобный методический прием, как на абстракцию, но не больше. [8]
Трактуя таким образом задачи социального воспитания, А.В. Луначарский, например, утверждал, что в социалистической школе индивидуализм и общественность якобы гармонически сочетаются. [9]
В России и бывших странах СНГ становление социального воспитания происходит на старых традициях государственной системы. Общественной инициативы, движущей эти процессы в других странах, пока не чувствуется, несмотря на то, что реформы продолжаются уже почти десять лет, и есть определенная необходимость в организации цоци-альной помощи людям. [10]
Мы должны стремиться всемерно найти новые более рациональные способы социального воспитания. Жизнь более не ждет, а настойчиво требует разрешения этой задачи. Конечно, такой задачи нет для того, кому совершенно наплевать и на культуру, и на прогресс, и на социализм. [11]
Основные направления внутрифирменной подготовки: общеобразовательная; профессиональная; должностная; социальное воспитание. [12]
Перевоспитание психоневроза, в общем, вполне подчиняется всем прочим законам социального воспитания условного рефлекса. Речь идет только о том, чтобы дать известный выход заторможенной и закрытой энергии. Поэтому нынешняя психология склонна смотреть на детские психопатии как на социальные явления и сводить их к антисоциальным проявлениям ребенка. Вот что говорит по этому поводу Залкинд: Столько циркулярных теряли свои циклы под влиянием внешних условий, столько шизофреников не только не продолжали своего распада, но и реставрировали былые свои потери, что от диагностической, психопатологической обреченности приходится не отказываться разве только в очень уж грубых случаях. [13]
Постоянно следует учитывать возможность построения новых двоичных систем, не переданных по традиции, а созданных по архетипическим нормам, опирающимся и на направленное социальное воспитание праворукости, и на биологические и физические проявления асимметрии и парности, способствующие развертыванию двоичной системы противопоставлений. [14]
Что касается организационных форм движения, то партия должна руководить им через РКСМ, который, в свою очередь, должен вести работу в полной согласованности с органами социального воспитания. [15]