Cтраница 3
В формировании у школьников коммунистического отношения к труду большую роль играют уроки труда в школе, работа в межшкольных учебно-производственных комбинатах. Трудовое обучение способствует экономическому воспитанию и образованию учащихся, развитию их познавательных интересов, творческому отношению к трудовой деятельности, интересу к физическому труду, к труду рабочего. [31]
В этой связи встает вопрос о необходимости пересмотра программ педагогических вузов с таким расчетом, чтобы студенты осознали необходимость экономического осмысления всего учебного материала, преподносимого учащимся. Основы экономики и методику экономического воспитания следует, видимо, изучать на всех без исключения факультетах. Студенту важно приобрести такие практические знания элементарного экономического анализа работы трудовых коллективов, семейного хозяйства, хозяйства садово-огородных кооперативов и колхозного двора. В - перестройке под углом зрения экономического воспитания нуждаются курсы методик преподавания всех учебных дисциплин. [32]
Формирование современного экономического мышления невозможно без экономического воспитания, которое должно осуществляться на протяжении всей жизни человека, а начинается оно в семье. Одним из основных факторов семейного экономического воспитания является совместные с участием всех членов семьи учет доходов и расходов, планирование бюджета. Здесь должна формироваться и такая важная черта экономического мышления, как бережливость, связанная с умением пользоваться деньгами знать, что даются они не просто, что их надо зарабатывать и умело вкладывать, отказываясь от части сегодняшних покупок и идя на оправданный риск. [33]
О том, что для привития вкуса к экономическим аспектам школьной программы имеются немалые возможности, свидетельствует способ, избранный в учебном пособии Алгебра и начала анализа для изложения понятия о линейном программировании ( с. Правда, и здесь резервы для экономического воспитания, конечно же, далеко не исчерпаны. Так, после раздела программы учебник дает Сведения из истории. Знакомство с этими сведениями создает впечатление, будто математика развивалась сама по себе, лишь под влиянием внутренней логики самой науки, а не под действием материальных потребностей общества. [34]
В данном аспекте полезно обратиться к опыту стран с развитой рыночной экономикой. Так, в США вся работа по экономическому воспитанию координируется Национальным советом экономического образования. Эта некоммерческая организация предлагает стратегии внедрения в школьных классах экономического образования, обеспечивает его качественными учебными материалами и методиками обучения, а также стандартизированными в национальном масштабе. [35]
Государственному комитету СССР по кинематографии, Министерству культуры СССР, творческим союзам усилить внимание к проблемам экономического воспитания трудящихся, ярко показывать исторические свершения советского народа, героику труда, способствовать развертыванию всенародного движения за экономию и бережливость. Энергично поддерживать передовой опыт, эффективные формы соревнования, движения за коммунистическое отношение к труду, смело вскрывать факты бесхозяйственности и их причины. Создавать содержательные, интересные и увлекательные телевизионные и радиопрограммы по экономическим и социальным вопросам, углублять их аналитический, проблемный характер. [36]
Одна из замечательных особенностей социалистического строя состоит в том, что даже рядовой сознательный труженик не замыкается рамками своего рабочего места, интересами своего заработка. Он кровно заинтересован в лучшей работе всего предприятия, в меру своих возможностей вносит вклад в совершенствование его хозяйственной деятельности. Экономическое воспитание призвано развивать чувство коллективизма, заботы и ответственности каждого труженика за работу своего предприятия. [37]
Экономическая политика КПСС и Советского государства реализуется через государственные планы развития народного хозяйства. Активно бороться за претворение в жизнь политики партии - значит прежде всего обеспечивать выполнение государственных плановых заданий на всех участках хозяйственной жизни. Поэтому экономическое воспитание трудящихся неразрывно связано с воспитанием государственного подхода к делу, ответственности перед обществом за свою работу и работу всего коллектива. [38]
В социалистическом государстве, где средства производства принадлежат народу и каждый трудящийся объективно является хозяином всего общественного богатства, экономическое образование и воспитание перестает быть привилегией избранных и становится обязательным для каждого работника, будь он рядовой или руководитель. Чтобы объективная возможность быть хозяином стала реальностью, необходимо привить каждому советскому человеку качества хозяина нового типа. Это и есть основное назначение экономического воспитания. Нельзя забывать, что в социалистическом обществе быть просто тружеником, добросовестно отрабатывающим свой урок, в современных условиях уже недостаточно. Каждому рядовому работнику нужно стать тружеником-хозяином, способным активно и со знанием дела ( и это особенно важно) участвовать в управлении общественным производством. [39]
Ошибка в рекомендации о выборе профессии, недостатки в воспитании, наличие искусственных затруднений в труде и участии в управлении являются причинами потенциальной и реальной текучести кадров. Совершенствование профинформа-ции ( профпросвещения), профконсуль-тации и профотбора ( профподбора), равно как и нравственно-трудового и экономического воспитания молодежи в семье и школе, является важной предпосылкой рациональной и эффективной А. [40]
Различные специалисты обладают неодинаковым творческим потенциалом. Его оценка является важной самостоятельной задачей, решение которой наиболее достоверно с применением ЭВМ. Серьезной проблемой является обеспечение заинтересованности специалистов в повышении личного творческого потенциала. Решение проблемы связано с нравственным и экономическим воспитанием и образованием. В этом состоит системность и комплексность воспитательного процесса, которые требуют учета и воздействия на личностные свойства воспитуемых, формирования высокого уровня их общей культуры. Одним из признаков культуры производственного труда является создание и совершенствование технологии творчества. [41]
В этой связи встает вопрос о необходимости пересмотра программ педагогических вузов с таким расчетом, чтобы студенты осознали необходимость экономического осмысления всего учебного материала, преподносимого учащимся. Основы экономики и методику экономического воспитания следует, видимо, изучать на всех без исключения факультетах. Студенту важно приобрести такие практические знания элементарного экономического анализа работы трудовых коллективов, семейного хозяйства, хозяйства садово-огородных кооперативов и колхозного двора. В - перестройке под углом зрения экономического воспитания нуждаются курсы методик преподавания всех учебных дисциплин. [42]
Коммунистическое отношение к труду означает не только добросовестную работу на своем участке трудовой деятельности. Ведь хорошей работы требуют от рабочего и на капиталистическом предприятии. По-коммунистически относиться к труду - значит отлично работать самому и вместе с тем заботиться о коллективе, учиться всему новому и передавать свой опыт товарищам, беречь и умножать общественное богатство. Добиться того, чтобы каждый рабочий и колхозник, служащий и специалист эффективно трудился на своем рабочем месте, по-коммунистически относился к труду и общественному достоянию - одна из важнейших задач экономического воспитания. [43]
Само собой разумеется, что без активного общения с миром прекрасного нет и быть не может эстетического воспитания. Пассивное отношение к участию в общественно-политической практике ни при каком объеме политических знаний не дает эффекта в политическом воспитании. А вот применительно к экономическому воспитанию та же идея, как это ни странно, не нашла признания в общественном мнении родителей. [44]
Надо по возможности только иметь при этом в виду, что в буржуазном обществе одно из главных орудий общественного воспитания, именно - пресса, совершенно не исполняла своей задачи в рассматриваемой области. И до сих пор наша советская пресса в значительной степени находится еще под впечатлением старых привычек и старых традиций буржуазного общества. Это сказывается между прочим на том, что и наша пресса продолжает уделять, как и старая буржуазная пресса, непбмерно много места и внимания тем мелочам политики, тем личным вопросам политического руководства, которыми капиталисты всех стран старались отвлекать внимание народных масс от действительно серьезных, глубоких и коренных вопросов их жизни. И в этом отношении нам предстоит еще почти заново решить задачу, для решения которой есть налицо все материальные предпосылки, нет только сознания необходимости этой задачи и готовности решить ее. Это, именно, задача - превратить прессу из органа преимущественно сообщения политических новостей дня в серьезный орган экономического воспитания масс населения. [45]