Cтраница 3
Например, подростковое отклоняющееся поведение является проблемой во всех современных обществах. Все основные институты пытаются объяснять эту важнейшую проблему с точки зрения своих базовых норм. Подростковая преступность рассматривается социалистом как результат капиталистической эксплуатации, производственником - как результат неправильной политики в области занятости молодежи, работниками системы образования - как результат порочной системы школьного воспитания, а примерным семьянином - как симптом разрушения домашнего очага. Очевидно, что в данном случае, независимо от истинности этих суждений, каждый представитель института непроизвольно стремится к его укреплению, усилению его влияния и инспирированию лояльности по отношению к институциональным нормам. [31]
Всех их объединяет то, что эти конфликты вызваны нарушением или несоблюдением каких-то моральных принципов и норм, нравственных устоев хозяйствования и управления, этикета общения. Нередко такие ситуации возникают на безмотивной почве, без желания людей обострить взаимоотношения. В одних случаях их подводят дурные привычки или неправильные манеры поведения, в других - искаженное представление о принципах и нормах морали, которые заложены в сознании семейным и школьным воспитанием. [32]
Ответ очевиден: тоталитарные государства не заинтересованы в реализации гуманистических идей, они заказывают, подпитывают и внедряют авторитарную педагогику. Провозгласив человека высшей ценностью, наше государство, распахнуло дверь для проникновения гуманистических идей. Не очень гуманная пока отечественная педагогика хотя и медленно, но все же поворачивается в сторону этого инновационного процесса, вовлекая в него практику. Темпы гуманизации школьного воспитания пока невысоки, но процесс, как говорится, пошел. [33]
Перемирие для Кутузова было единственным средством выиграть время. Школа является могучим воспитательным средством. Макаренко, Проблемы школьного воспитания. Лажечников обладает всеми средствами романиста; талантом, образованностью, пламенным чувством. Даргомыжскому удалось сильно развить ее музыкальность и неважные от природы голосовые средства. [34]
Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Гельвеции писал: Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. [35]
Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник - потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности - постоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период интенсивного становления человека очень подвижны и переменчивы. На различных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий. [36]
В современных условиях самой сложной деятельностью оказывается учебная. Студенты перегружены занятиями - аудиторные и внеаудиторные часы занятий превышают не менее чем на 50 % время обычного рабочего дня; усложнение учебных программ опережает разработку адекватных им методик. Наблюдается п некоторое отставание психолого-педагогического обоснования учебного процесса в целом. Недостаточно быстро вносятся поправки в основы учета возрастных особенностей. Максимально интенсивная учебная деятельность ( относительно игровой и трудовой) обеспечивает не только возможность подготовки студентов к профессиональному труду, но одновременно благодаря единству процессов воспитания и обучения формирует личность современного специалиста. Не умаляя значения дошкольного и школьного воспитания, следует подчеркнуть существенную для личности будущего специалиста роль систематически организованного вузовского учебно-воспитательного процесса, особенно в плане формирования нового человека. [37]