Cтраница 2
Процесс выбора требований из очереди на обслуживание и распределения их по обслуживающим устройствам характеризуется дисциплиной очереди. Чаще всего на практике встречается дисциплина первым пришел - первым обслужен. В этом случае поступающие требования выстраиваются друг за другом и ожидают своей очереди поступления на обслуживание. Такая дисциплина является наиболее удобной с точки зрения построения математической модели. [16]
В принципе можно получить формулы, которые позволили бы учитывать различные, хотя, как правило, лишь весьма простые виды дисциплины очереди, такие, как обслуживание со случайным выбором требований и обслуживание по схеме пришел последним - обслуживаешься первым. Однако эти вопросы в данной книге подробно не обсуждаются. [17]
Парикмахерскую, выбранную в Подмосковье, в терминах теории массового обслуживания, рассматриваем как многоканальную систему массового обслуживания ( СМО) с простой дисциплиной очереди. [18]
Возвращаясь к примеру о ремонте станков, отметим, что рассмотренная в нем система массового обслуживания может & ыть отнесена к системам обслуживания с ограниченной очередью, причем дисциплина очереди может быть различной. Например, заявки на ремонт различных станков одного и того же типа можно считать равноценными, так как простой любого из этих станков при-водит приблизительно к одним и тем же экономическим потерям. Поэтому обслуживание заявок на ремонт этих станков может производиться в порядке поступления заявок. [19]
Но с середины 70 - х гг., с ростом подавленной или скрытой инфляции, одной из форм проявления которой является рост товарного дефицита и очередей, государство и его органы начали активно вмешиваться в дисциплину очередей. Стали устанавливаться специальные шкалы приоритетов, регулирующие формирование и движение очередей. Покупатель с определенным по такой шкале рангом обслуживается лишь при том условии, если в этот момент в очереди отсутствуют покупатели с более высоким рангом. [20]
Приведенные нами рассуждения носили сугубо концептуальный характер: в рассмотренных примерах речь шла об измерении единственной операционной характеристики системы - среднего времени ожидания - и проводилось сравнение только двух вариантов модели, отличающихся друг от друга лишь дисциплиной очереди. В практических приложениях метода имитационного моделирования, как правило, приходится иметь дело с несколькими операционными характеристиками исследуемой системы и рассматривать целый ряд подлежащих оценке вариантов. [21]
В настоящей главе будут рассматриваться только системы в которых объекты обслуживаются в порядке поступления. Дисциплина очереди не влияет на ее длину, но оказывается существенной при определении времени ожидания. [22]
Данная характеристика позволяет описать порядок обслуживания требований, поступающих на вход системы. Чаще всего используется дисциплина очереди типа: первым пришел - первым обслуживаешься. Такой порядок обслуживания с точки зрения математического моделирования является наиболее простым; следует также заметить, что он имеет отношение лишь к таким ситуациям, когда требования в ожидании обслуживания выстраиваются в ряд. Читателю из его личного опыта известно, что возможны многочисленные виды дисциплины очереди, отличающиеся от упомянутой выше. Иногда используется дисциплина пришел последним - обслуживаешься первым. Посмотрите, например, что происходит, когда вы входите первым в совершенно пустой лифт на одном из верхних этажей многоэтажного здания: по мере того как лифт начинает спускаться, он заполняется теми, кто вошел в него позднее. Дисциплину очереди в данной ситуации вполне можно отнести к типу пришел последним - обслуживаешься первым, если обслуживание связать с очередностью вашего выхода из лифта, когда он прибывает на первый этаж. [23]
Аналогичным образом можно вывести формулу для преобразования Лапласа - Стилтьеса в случае, когда в качестве исходных берутся функции распределения продолжительностей интервалов пребывания требований в системе обслуживания и длительностей ожидания в очереди. Будем считать, что имеет место дисциплина очереди первым пришел - первым обслуживаешься. Обозначим через U ( t) функцию распределения длительностей интервалов пребывания в системе требования, которое покидает систему. Тогда количество требований, которое остается в очереди в момент выхода из системы данного требования, равняется количеству требований, поступивших в систему в течение интервала, равного полному времени пребывания в системе обслуживания рассматриваемого требования. [24]
Предположим для определенности, что имеет место дисциплина очереди первым пришел - первым обслуживаешься и что требуется произвести оценку среднего времени ожидания заявки на обслуживание. [25]
Как уже отмечалось, система массового обслуживания называется системой с ожиданием, если заявка, заставшая все каналы занятыми, становится в очередь. В таких системах важную роль играет так называемая дисциплина очереди. Ожидающие в очереди заявки могут поступать на обслуживание как в порядке очереди, так и в случайном порядке. Существуют системы массового обслуживания с приоритетом, когда некоторые выделяемые по какому-либо признаку заявки обслуживаются в первую очередь. [26]
Блок-схема моделирующего алгоритма для многоканальной СМО похожа на блок-схему одноканальной СМО. Структура моделирующего алгоритма может быть изменена, если меняется выбранная дисциплина очереди или порядок выбора каналов для обслуживания заявок. [27]
Важно-отметить, что никаких предположений относительно количества обслуживающих приборов и дисциплины очереди нами не делалось. [28]
Продолжение выполнения задачи возлагается на супервизор ввода-вывода. Все отвергнутые запросы на ввод-вывод ставятся в очередь, которая обслуживается супервизором ввода-вывода в соответствии с принятой дисциплиной очереди. Супервизор задач реализован на базе стандартного СРВ-М и управляет выполнением задач согласно их временным характеристикам. [29]
Наиболее важную роль в организации мультипрограммного режима работы управляющей ЦВМ играет центральная программа-диспетчер операционной системы [2.2-2.4], которая определяет последовательность удовлетворения заявок на включение других основных программ операционной системы, а также функциональных алгоритмов системы автоматизированного управления и включает в счет эти программы. Программа-диспетчер контролирует поступление заявок на отдельные типы основных программ и последовательно включает эти программы в работу в соответствии с установленной дисциплиной очереди. [30]