Cтраница 1
Антиномии, следовательно, свидетельствуют не о крахе основ мышления К-существа, а сигнализируют об ошибке в теоретико-множественных построениях, а именно - о нарушении требования полноты. [1]
Антиномия Деревенский парикмахер ( вариант парадокса Рассела, сформулированный им применительно к житейской ситуации; несколько иная форма этой А. Рассмотрим деревенского парикмахера, к-рый бреет всех тех и только тех жителей своей деревни, к-рые не бреются сами. [2]
Антиномия - противоречие между двумя логически одинаково доказуемыми положениями. Кант считал, что человеческий разум неизбежно впадает в антиномию, в противоречие с самим собой, когда он пытается выйти за границы чувственного опыта и познать мир как целое. Кант насчитывал четыре антиномии: 1) Мир имеет начало во времени и пространстве и мир бесконечен; 2) Всякая сложная субстанция состоит из простых вещей и в мире нет ничего простого; 3) В мире существует свобода и все подчинено только законам природы; 4) Существует некое необходимое существо ( бог) как часть или причина мира и никакого абсолютно необходимого существа нет. Эти антиномии служили важным аргументом кантовского агностицизма, поскольку они, по мнению Канта, указывали разуму границы его возможностей и тем самым предохраняли веру от его посягательств Вместе с тем в учении об антиномиях Кант констатировал объективность противоречий в познающем мышлении, что способствовало дальнейшему развитию диалектики. [3]
Антиномии, Вещь в себе, Неокантианство, Трансцендентальное, Трансцендентное. [4]
Антиномия, парадокс, - ситуация, когда в теории доказываются два взаимно исключающие друг друга суждения, причем каждое из этих суждений выведено убедительными с точки зрения данной теории средствами. [5]
Антиномия понятий структуры и динамики, существовавшая во все времена истории структурной химии, начиная с Берцелиуса и до 60 - х годов текущего столетия, таким образом, полностью исключается в ходе приближения химических знаний к наиболее глубоким слоям сущности внутреннего строения молекул. Это открывает новые возможности прогнозирования реакционной способности веществ с целью управления химическим процессом. [6]
Антиномией принято называть появление в ходе рассуждения двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений. Примерами могут служить: Целое больше суммы своих частей - целое равно сумме частей; Вирусы есть живые существа - вирусы не есть живые существа. Движущей силой развития знания эти пары утверждений являются не сами по себе; в этом случае они оказываются взаимоисключающими, из двух утверждений одно подлежит немедленному отбрасыванию. Если же они становятся моментами процесса познания систем, в них обозначенных, то они могут выступать как форма фиксации проблемы, которую требуется решить. В таком случае они являются антиномией-проблемой, разрешаемой, в отличие от формально-логического противоречия, не немедленно, а лишь посредством дополнительного, подчас весьма длительного изучения вопроса. [7]
Эта антиномия показывает, что самое понятие множества всех порядковых чисел внутренне противоречиво. [8]
Появление антиномий можно рассматривать как дополнительный довод в пользу неудовлетворительности теоретико-множественного подхода, но критика относится и к таким разделам математики, где антиномий не возникает. [9]
Возникновение антиномий в теории множеств породило новый, третий по счету1 глубокий кризис основ математики. Многие математики даже считали, что необходимо отказаться от теории множеств. [10]
Разрешением антиномии стоимости я во второй главе уже показал, что полезное открытие несравненно менее выгодно для самого изобретателя, что бы он ни делал, чем для общества; доказательство этой мысли доведено мною до строго математической точности. [11]
Кстати, антиномия директорский-рабочий, по сути, отражает то же самое, только в несколько иной плоскости - интересов субъекта и функциональной направленности. Таким образом, ни одна из антиномий не отражает сути того профсоюзного раскола, который произошел в 90 - х гг. Не работает даже самое простое деление ФНПР - не - ФНПР. В ходе исследований неоднократно приходилось встречаться с входящими в ФНПР организациями, которые ведут себя совершенно нетрадиционно: пытаются использовать правовые механизмы в защите работников, ведут жесткую полемику с директором и даже выступают против членства руководителей в профсоюзе. И наоборот, вновь образовавшийся профсоюз, не успевший войти ни в какую профсоюзную ассоциацию, бюрократизируется за несколько месяцев и начинает действовать как классический профсоюз из системы ФНПР. [12]
Бизю-кову видится антиномия традиционный-альтернативный. Суть этой антиномии указывает на способность профсоюзной организации или иной представительной организации работников развиваться по другому пути, отнюдь не всегда бесспорному. [13]
Каждая из антиномий § 11 использует непредикативное определение. В парадоксе Рассела ( С) непредикативный процесс бросается в глаза после следующей переработки определения Т Мы разделим множество М всех множеств на две части, из которых первая содержит те элементы, которые содержат самих себя, а вторая ( которая и ееть Г) - те, которые не содержат самих себя. Затем мы помещаем Т ( определенное этим разделением М на две части) обратно в М и спрашиваем, в какую часть М оно при этом попадает. В парадоксе Ришара ( D) совокупность всех выражений русского языка, которые образуют определение функции ( действительного числа или натурального числа), рассматривается как содержащая выражение, стоящее в кавычках и определяемое через эту совокупность. В парадоксе Эпименида ( Е) совокупность всех высказываний разделяется на две части-совокупность всех истинных и совокупность всех ложных высказываний. Высказывание, зависящее от этого разделения, считается затем принадлежащим первоначальной сЪвокупности, когда мы спрашиваем, истинно оно или ложно. [14]
Переводя эту политическую антиномию на язык экономический, можно формулировать ее так. Либерал полагает, что путь экономического ( капиталистического) развития уже дан, определен, закончен, что речь идет об очистке помех, противоречий с этого пути. [15]