Cтраница 3
Под парадоксом ( антиномией) понимают рассуждение, в котором сформулирован вопрос, требующий ответа да или нет, причем ни один из них неприемлем. [31]
Очевидно, разрешение этой антиномии следует искать не в стоимости самой по себе и не в ее денежной форме, а в потребительной стоимости особого товара, покупаемого владельцем денег. [32]
Вторая дихотомия строится на антиномии - отрицании процесса переноса. [33]
Однако формальное имитирование этой антиномии может быть продвинуто дальше. И это тоже было сделано Геделем. [34]
Значительный интерес представляют также антиномии несколько иного вида, называющиеся семантическими. В отличие от логических, в состав семантических антиномий входят такие семантические термины, как истина, ложь, обозначает, определяет и другие. [35]
В центре этики стоит антиномия закона и свободы. Христианство эсхатологически осмысляется как выход из мира внешней принудительности закона в мир свободы, характеризуемой след, комплексом понятий: благодать - воздействие бога па человеч. Все это ставит человека выше закона: совершенному нет закона. Именно в этом спятил закона - его оправдание: он был необходим как воспитатель человечества для свободы. [36]
Обычно полагают, что антиномии теории множеств свойственны только отдаленнейшим областям математического мира и никоим образом не угрожают внутренней прочности и безопасности самой математики, собственному ядру ее. Однако почти все разъяснения, данные относительно этих антиномий авторитетными лицами ( с целью опровергнуть их существование или сгладить их), непохожи вовсе на убеждения, возникшие из совершенно непреодолимой и бесспорной очевидности, они относятся к тем полуискренним попыткам самообмана, которые так часто встречаются в сфере политики и философии. Действительно, всякое серьезное и искреннее размышление должно убедить нас, что указанные противоречия в пограничных частях математики следует рассматривать как симптомы некоторого неблагополучия всей этой науки, в противоречиях этих открыто выступает то, что скрывается внешне блестящим и крепким видом математического здания, - выступает именно внутренняя непрочность фундамента, на котором покоится вся постройка. Я знаю только две попытки вырвать зло с корнем. Автором первой является Броуер. Уже в 1907 г. им были высказаны некоторые идеи, намечающие общее направление задуманной им реформы теории множеств и анализа, но лишь в последние годы из этих идей была создана Броуером цельная последовательная система. Связанные с этим обоснованием трудности лучше всего выяснить на понятиях вещественного числа и континуума; я буду поэтому в дальнейшем исходить из этих понятий и сперва вкратце намечу существеннейшие пункты моей србственной попытки, а вслед за тем изложу вольным образом броуеровские идеи. [37]
Как разрешает Гегель эту антиномию. [38]
Кант, П. А. Флоренский считал антиномией не сам объект познания, а представления человека о нем. Разум не может найти в себе точку опоры, ему недоступны глубины догматических определений. Поэтому разрешение подобных противоречий возможно только на основе безусловного признания истинности догматов. Бог и есть истина, станет возможным совмещение противоречивых суждений. В таком случае кажущаяся рассудочная нелепость тринитарного догмата может быть преодолена и ниспровергнута подвигом веры. Познание истины у П. А. Флоренского в конечном счете становится возможным только на основе реального вхождения в недра божественного триединства. [39]
Речь идет о так называемых антиномиях ( противоречиях) теории множеств; см. ниже, § § 1.2, 3.3 и 3.9. - Прим. [40]
ПАРАДОКСЫ СЕМАНТИЧЕСКИЕ - парадоксы ( антиномии), обусловленные неограничивасмым употреблением нек-рых лингвистич. [41]
То обстоятельство, что эту антиномию можно изложить совершенно формально, отчетливо показывает, что она не имеет никакого отношения к вопросу о реальной истине как гносеологической проблеме. [42]
Только историческая теория Маркса разрешает антиномию взаимоопределения психики общественного человека и его положения. Состояние умов и нравов определяется социальной средой. Свойства социальной среды определяются состоянием производительных сил в каждое данное время. [43]
Постановка проблемы в форме парадокса ( антиномии, апории или даже софизма) способствует рождению гипотез. Гипотеза - это метод познания, заключающийся в выдвижении науч-ао обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории. [44]
Спрашивается, почему же ко второй антиномии ( как и к первой, противопоставлявшей конечность и бесконечность мира) Кант считал неприложимым решение, примененное им к третьей и четвертой. Почему нельзя было, например, утверждать, что дискретность и простые сущности - это область умопостигаемого мира вещей в себе, а бесконечность и непрерывность - достояние чувственно постигаемого мира явлений, как это было сделано самим Кантом в отношении понятий свободы и необходимости. [45]