Cтраница 3
Износ опорных элементен шарикового ( замкового подшипника долота 2В - П8С в зависимости от суммарного числа оборотов долота при промывке глинистым раствором. [31] |
После 90 тыс. оборотов у долот, работавших на обычном глинистом растворе, износ цапфы составил 0 35 мм, шариков - 0 29 мм и беговой дорожки шарошки - 0 22 мм. На многих шариках отмечали усталостные трещины, некоторые шарики были расколоты, что приводило к заеданию и заклиниванию шарошек. Процесс выкрашивания на шариковой беговой дорожке цапфы прогрессирует во времени. На рис. 51, б показана та же опора, которая отработала 50 тыс. оборотов. Отчетливо видно, что осповидное выкрашивание значительно увеличилось. [32]
Осповидный износ развивается главным образом на поверхностях подшипников качения и зубчатых передач. В опоре буровых долот этот вид износа наблюдается обычно на беговых дорожках шарикового и роликового подшипников. Качественным признаком этого изнашивания является образование на поверхности осповидных лунок, формированию которых предшествует зарождение и развитие усталостных трещин. Начальные трещины ориентированы обычно под небольшим углом к поверхности, от которой они берут начало. Однако были отмечены случаи зарождения трещин, обусловливающих осповидное выкрашивание под поверхностным слоем, на некоторой глубине. [33]
Это хорошо прослеживается в период приработки по образованию на этих участках цапфы блестящих полос. Такой характер нагружения вызывает изнашивание цапфы как в радиальном, так и в осевом направлениях, причем износ в осевом направлении больше износа в радиальном. На рис. 103 показано изменение износа во времени на цапфе шарикового подшипника только в радиальном направлении. Изнашивание цапфы шарикового подшипника проходит, по существу, все три стадии. Они включают образование светлых полос в период приработки, равномерный износ во втором периоде и интенсивное осповидное выкрашивание в период повышенного износа. [34]