Cтраница 3
К тому же на основании ст. 109 ГК суд разрешает дела не о выселении граждан из самовольно построенных домов, а об изъятии этих домов и зачислении в фонд местного Совета народных депутатов; при необходимости суд одновременно может лишить проживающих в доме лиц права пользования жилой площадью в этом доме. Пленума Верховного Суда СССР от 25 февраля 1977 г. № 5 О применении законодательства при рассмотрении судами дел об изъятии домов, построенных гражданами с нарушением действующих правил, такие дела могут быть возбуждены в суде, когда исполнительный комитет районного, городского Совета народных депутатов принял решение не о сносе дома, а о передаче в суд материалов об изъятии и зачислении дома в фонд местного Совета. [31]
Если предприятие, учреждение, организация не включены в названные списки, они права на выселение граждан по основаниям ст. 95 ЖК не имеют. [32]
Предприятия, учреждения, организации важнейших отраслей народного хозяйства, включенные в указанные выше списки, имеют право на выселение граждан из домов, которые принадлежат им либо которые арендованы ими. [33]
В отдельных республиках в связи с межнациональными конфликтами принимаются законодательные акты, направленные на усиление ответственности за призывы к насильственному выселению граждан. Так, Указом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР от 22 февраля 1990 г. Об ответственности за действия, направленные против общественного порядка и безопасности граждан введена административная ответственность за такие действия. [34]
ЖК не указано прямо на то, что выселены могут быть только граждане, которые раньше были членами колхоза, а предусмотрено выселение граждан, получивших жилое помещение в домах колхозов. ЖК, поскольку для выселения необходимо не какое-либо одно из предусмотренных этим законом условий ( в данном случае - получение помещения в доме колхоза), а их совокупность. При отсутствии одного из условий выселение недопустимо. [35]
Если состоялось решение суда о выселении гражданина или дана санкция прокурора на административное выселение, то при освобождении помещения речь должна идти именно о выселении гражданина, хотя бы он и подчинился решению суда или санкции прокурора и для освобождения помещения не пришлось прибегать к содействию судебного исполнителя и органов милиции. Поскольку случаи административного выселения по соображениям, изложенным в § 10 настоящей главы, уже рассмотрены, в дальнейшем мы остановимся на судебном выселении граждан из занимаемых ими помещений. Следуя системе, принятой в жилищном законодательстве, судебное выселение подразделяется на выселение с предоставлением гражданам другого благоустроенного жилого помещения; выселение с предоставлением гражданам другого жилого помещения; выселение без предоставления гражданам другого жилого помещения. [36]
Постановления Конституционного Суда РФ По делу о проверке конституционности правоприменительной практики, связанной со спорами о предоставлении жилых помещений; о проверке конституционности административного порядка выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений с санкции прокурора, о проверке конституционности отказа в возбуждении уголовного дела от 05.02.93 № 2 - П, согласно которому теперь выселяемые в административном порядке граждане вправе обжаловать действия прокурора в судебном порядке. [37]
Имеет ли он пряво обратиться в суд с таким иском, если ранее, не дожидаясь решения в установленном порядке вопроса о его праве на это помещение, вселился в него, в связи с чем прокурор дал санкцию на выселение гражданина в административном порядке из самоуправно занятого жилого помещения. В практике этот вопрос вызвал споры. [38]
Вопрос о правоприменительной практике выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации, который в Постановлении По делу о проверке конституционности правоприменительной практики, связанной со спорами о предоставлении жилых помещений; о проверке конституционности административного порядка выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений с санкции прокурора, о проверке конституционности отказа в возбуждении уголовного дела от 05.02.93 № 2 - П признал не соответствующим Конституции РФ обыкновение правоприменительной практики выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений в административном порядке с санкции прокурора ( без возможности последующего обращения в суд), сложившегося в результате применения ст. 90 и 99 ЖК. [39]
Вопрос о правоприменительной практике выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации, который в Постановлении По делу о проверке конституционности правоприменительной практики, связанной со спорами о предоставлении жилых помещений; о проверке конституционности административного порядка выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений с санкции прокурора, о проверке конституционности отказа в возбуждении уголовного дела от 05.02.93 № 2 - П признал не соответствующим Конституции РФ обыкновение правоприменительной практики выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений в административном порядке с санкции прокурора ( без возможности последующего обращения в суд), сложившегося в результате применения ст. 90 и 99 ЖК. [40]
Жилищный кодекс регулирует правоотношения, возникающие в связи с предоставлением жилой площади и пользованием ею. Вопросы выселения граждан из нежилых помещений, использованных под жилье, подлежат разрешению в соответствии с нормами ГК, регулирующими договор имущественного найма. [41]
Дела о выселении граждан из жилых помещений в административном порядке рассматриваются органами прокуратуры ( см. коммент. Порядок выселения граждан в административном порядке с санкции прокурора определен Постановлением Президиума Верховного Совета СССР О порядке применения части второй статьи 36 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 20.05.85 № 2471 - XI. [42]
Число случаев выселения граждан с предоставлением другого жилого помещения в настоящее время резко сократилось. Объясняется это тем, что Законом РСФСР от 6 июля 1991 г. отменено выселение рабочих и служащих, получивших ведомственную жилую площадь в связи с трудовыми отношениями, из занимаемых ими жилых помещений независимо от того, по каким основаниям трудовые отношения прекращены. Сказанное, однако, не означает, что дела о судебном выселении с предоставлением другого жилого помещения сошли на нет. [43]
ЖК жилое помещение предоставляется гражданам с учетом их состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Разрешая споры о выселении граждан с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения ( ст.ст. 83, 91 ЖК), суды должны проверять, пригодна ли жилая площадь для проживания ответчиков с учетом упомянутых обстоятельств. [44]
В данном случае граждане пользуются жилым помещением на законных основаниях. Однако в связи с необходимостью в срочном расселении граждан законом установлен более оперативный ( внесудебный) порядок выселения граждан. [45]