Cтраница 1
Антропоморфизм может относиться как к физической, так и к духовной стороне человека. То есть, богов представляют себе и как существ, имеющих физические особенности человека, и как мощных существ, обладающих исключительно духовными свойствами, однако чрезвычайно развитыми. Такой физический антропоморфизм мы встречаем в многочисленных народных религиях. [1]
Антропоморфизм - система представлений о мире, в основе которой лежит наделение объектов и явлений природы человеческими свойствами, уподобление человеку. В силу такого представления объектам приписываются чувства, мысли, действия, подобные человеку. Например, камень может скучать, лес - сердиться, река - радоваться и т.п. Другими словами, это возможно потому, что все объекты воспринимаются как люди, но в другом обличий. [2]
Критика антропоморфизма была обусловлена тенденцией к установлению в мире естественных связей. [3]
Понятие антропоморфизма является теоретическим понятием, характеризующим активные синтетические свойства образа, его сущностную силу. Подобно тому как наиболее активные химически элементы, в отличие от инертных, в чистом виде существуют преимущественно в теоретическом представлении, так и понятие антропоморфизма не может быть схематизировано и упрощено в приложении к конкретной архитектурной форме. Сложность и многогранность проявления характеризуемых свойств особенно присуща современной архитектуре. Если ранее человек переносил свою Сущность главным образом на природные объекты ( анимизм, обожествление объектов природы), то современный человек, существующий в обширном предметном мире, мире техники и разнообразных социально-функциональных процессов, очеловечивает эти процессы и предметы, выступающие в форме предметного человека. То, как предметы становятся для человека его предметами, зависит, по Марксу, от природы предмета и от природы соответствующей ей сущностной силы. Природа же архитектуры связана со структурностью организации функциональной формы, с техникой и социально-функциональными процессами, осваиваемыми рациональным мышлением, вследствие чего первичный антропоморфный образ как некоторая сущностная целостность становится все менее внешней изобразительной формой. Так, один из современных скульпторов, создавая образ первого космонавта, видел человека нашего времени воплощенным в машинах, приборах, вещно продолжающих его голову, руки, сердце. [4]
Между антропоморфизмом и полной теорией лежит несколько размытая полоса ее обоснований, содержащая великую способность разума к абстрагированию, построению смелых гипотез и индуктивной цепочки умозаключений, как процесса, имеющего завершением дедуктивную теорию с ее логическим ядром - аксиоматикой. [5]
Однако этот антропоморфизм, свидетельствующий о растущей власти человека над природой, характеризует только определенную, исторически преходящую ступень в развитии древнегреческой мифологии. [6]
Характеристика понятия антропоморфизма позволяет рассматривать его в качестве наиболее общего принципа синтеза художественной формы в архитектуре три историко-генетиче-оком анализе на первом логическом уровне, определяющем подготовку архитектора в миниатюре. На этой основе и с учетам конкретного значения, почерпнутого из анализа, в дальнейшем будет предложено заменить это понятие, применительно к современной теории и практике архитектуры, понятием синтеза художественной формы. [7]
С таким соотношением антропоморфизма и доблестной деятельности тесно связан тот факт, что антропоморфические культы содействуют сохранению, если не зарождению, склада ума, благотворно сказывающегося на развитии различий в статусе, благоприятствующего сохранению соответствующих режимов. Правда, здесь совершенно невозможно сказать, где заканчивается такое дисциплинирующее влияние культа и где начинается очевидное проявление сопутствующих изменений в наследственных чертах. В их наиболее развернутом виде и хищнический темперамент, и чувство статуса, и антропоморфический культ - все вместе принадлежат культуре варварства; между этими тремя явлениями, когда они возникают в обществе на этом культурном уровне, существует некоторая взаимозависимость. Того, насколько они оказываются взаимосвязанными друг с другом в привычках и способностях индивидов и социальных групп в наши дни, более чем достаточно, чтобы признать наличие схожей причинной или органической связи между этими психологическими явлениями, рассматриваемыми как характерные черты или привычки индивида. Из предшествующих моментов обсуждения явствует, что различия в статусе как характерная особенность социального устройства явились следствием хищнического образа жизни. По своему происхождению отношение статуса представляет собой не что иное, как сильно выраженную хищническую позицию. [8]
Для этих воззрений характерны антропоморфизм и антропоцентризм. [9]
При построении промышленных роботов антропоморфизм кинематической схемы уже не является обязательным элементом и, как правило, организация движения в пространстве в них достигается наиболее простыми средствами - использованием так называемых координатных манипуляторов, в которых описание движения оси кистевого шарнира совпадает с записью координат точки в той или иной системе координат, например в цилиндрической ( робот Версатран) или сферической ( Юнимейт) [13, 16], что объясняется простотой программирования движения. Выбор той или иной кинематической схемы является первой задачей, встающей перед проектировщиками. Решение такой задачи требует выработки критериев оценки кинематических схем по геометрическим свойствам, кинематическим и динамическим характеристикам, энергетическим и точностным параметрам. [10]
Эгоцентризм, связующее мышление и антропоморфизм являют собой различные примеры одной общей темы. Дооперациональный ребенок не может координировать свои мысли в единую систему или направлять их на общий план или организацию. [11]
Известен как один из первых критиков антропоморфизма, а вместе с тем и всей мифологии; настаивал на том, что люди создают богов только по своему подобию и что всякое животное, если бы оно верило в богов, тоже представляло бы их в виде того или иного животного. [12]
Известен как один из первых критиков антропоморфизма, а вместе с тем и всей мифологии; настаивал на том, что люди создают богов только по своему подобию и что всякое животное, если бы оно верило в богов, тоже представляло бы их в виде того или иного животного. Трактуя вместе со всеми досократиками бытие чисто материально, а именно как землю и воду и как то, что из них произошло, К. [13]
Известен как один из первых критиков антропоморфизма, а вместе с тем и всей мифологии; настаивал на том, что люди создают богов только по своему подобию и что всякое животное, если бы оно верило в богов, тоже представляло бы их в виде того или иного животного. [14]
Как справедливо отмечено в статье Кодирование в Философской энциклопедии, известный антропоморфизм, присущий характеристике кодирования как акта преобразования сообщения, восходит ко времени, когда кодирование связывалось непременно с зашифровкой секретных сведений. [15]