Cтраница 2
В теории композиции, как мы видим, сохраняется значение семантического принципа антропоморфизма и как инструмента анализа произведений современной архитектуры. Характеризуемые этим понятием [ закономерности художественного формообразования играют определяющую роль в выборе и применении ее основных композиционных средств. [16]
Древние китайцы считали, что духи, представлявшиеся им в облике людей ( см. Антропоморфизм), населяют всю природу и управляют небесными светилами, дождем, ветром, животными и пр. Шан-ди, подчиняя ему, в частности, звезды, к-рым приписывалась сила воздействия на всякое явление природы и все области человеч. [17]
Обычное представление разработку обобщенной схемы деятельности деятельности как черного ящика как сложной, автономной, самоорганизующейся системы. [18] |
Соответственно, понятие агента как деятеля можно определить в зависимости от выбранного ( или технически достижимого) уровня антропоморфизма неким подмножеством из указанного набора характеристик деятельности. [19]
С помощью возникшего на основе утопических представлений Ле Модулора как инструмента измерения, в нем предпринята попытка создания математизированного антропоморфизма, обращенного непосредственно к рациональному мышлению человека. Размеры всея стандартизированных элементов и объемно-планировочные измерении сооружения подчинены абсолютным размерам и пропорциональным отношениям условной человеческой фигуры, изображаемой на фасаде здания. [20]
Антропоморфизм лежит в фундаменте и идеалистич. Аристотеля, Лейбница, Шеллинга и особенно Гегеля) были уловлены нек-рые диалектич. [21]
Мистицизм и антропоморфизм изгнаны из своих прочнейших убежищ. В десятки тысяч раз раздвинутые рамки нашего опыта охватываются одной электромагнитной теорией, одинаково справедливой и в глубине атома, и на просторе Вселенной. [22]
Известен как один из первых критиков антропоморфизма, а вместе с тем и всей мифологии: настаивал на том, что люди создают богов только по своему подобию и что всякое животное, если бы оно верило в богов, тоже представляло бы их в виде того или иного животного. Трактуя вместе со всеми досократиками бытие чисто материально, а именно как землю, воду и то, что из них произошло, К. [23]
Возрождения должны быть сопоставлены с принципами, методами и формами античной архитектуры и архитектуры средних веков и рассмотрены ка к стоящие ( в единой цепи диалектического развития. Так, формы готики пронизаны отрицанием пластического, телесного антропоморфизма классической архитектуры. [24]
Сюжеты мифического характера в этом произведении непосредственно связаны с антропоморфизмом - очеловечиванием окружающего, а также попытками объяснить происхождение природных явлений. [25]
Утверждения представителей праздного класса, выступающих в защиту классического образования, представляются по существу разумными. В том, что касается сущности явлений, удовлетворение и культура, духовная позиция или склад ума, к которым приводит привычное созерцание антропоморфизма, приверженности своему клану и праздного самодовольства благородного господина, жившего в какое-нибудь далекое время, или же близкое знакомство с анимистическими предрассудками и буйной свирепостью героев Гомера, например, является в эстетическом отношении более закономерным, чем соответствующие результаты, извлекаемые из фактического знания вещей при рассмотрении жизни современного человека, его эффективности как гражданина или работника. Не вызывает почти никаких сомнений тот факт, что первые из названных свойств имеют то преимущество, что они ценнее в эстетическом отношении или в плане почетности, а следовательно, в отношении ценности, которая делается основанием для вынесения решения при сравнении. [26]
Понятие антропоморфизма является теоретическим понятием, характеризующим активные синтетические свойства образа, его сущностную силу. Подобно тому как наиболее активные химически элементы, в отличие от инертных, в чистом виде существуют преимущественно в теоретическом представлении, так и понятие антропоморфизма не может быть схематизировано и упрощено в приложении к конкретной архитектурной форме. Сложность и многогранность проявления характеризуемых свойств особенно присуща современной архитектуре. Если ранее человек переносил свою Сущность главным образом на природные объекты ( анимизм, обожествление объектов природы), то современный человек, существующий в обширном предметном мире, мире техники и разнообразных социально-функциональных процессов, очеловечивает эти процессы и предметы, выступающие в форме предметного человека. То, как предметы становятся для человека его предметами, зависит, по Марксу, от природы предмета и от природы соответствующей ей сущностной силы. Природа же архитектуры связана со структурностью организации функциональной формы, с техникой и социально-функциональными процессами, осваиваемыми рациональным мышлением, вследствие чего первичный антропоморфный образ как некоторая сущностная целостность становится все менее внешней изобразительной формой. Так, один из современных скульпторов, создавая образ первого космонавта, видел человека нашего времени воплощенным в машинах, приборах, вещно продолжающих его голову, руки, сердце. [27]
Антропоморфизм может относиться как к физической, так и к духовной стороне человека. То есть, богов представляют себе и как существ, имеющих физические особенности человека, и как мощных существ, обладающих исключительно духовными свойствами, однако чрезвычайно развитыми. Такой физический антропоморфизм мы встречаем в многочисленных народных религиях. [28]
Миметизмы относятся к числу очень сложных явлений, пониманию которых пока препятствует все еще фрагментарный характер наших знаний. Нередко встречаются случаи, не поддающиеся классификации. Интерпретация искажается бессознательным антропоморфизмом, который иногда незаметно проскальзывает в самые, казалось бы, справедливые умозаключения. [29]
Это приводит к двоякому результату. Во-вторых, сущность божества усугубляется и становится более духовной. Внешнее сходство богов с человеком, низший антропоморфизм, отбрасывается. Боги перестают обивать в храмах, созданных человеческими руками; они видят, слышат и движутся не как человеческие существа; природа их чисто духовная. Падает в своем значении и внешнее богопочитание, строгое соблюдение предписаний культа. Боги хотят теперь не крови жертвенных дней, а чистого и направленного к добру сердца, кроткого поведения и добрых дел. Придание же нравственного облика богам находится в тесной связи с их объединением. Нравственность одна, и если она составляет главный атрибут богов, то противоположность между ними исчезнет. Далее, если нравственность не ограничивается одними отношениями к соплеменникам, если и по отношению к врагам нужно соблюдать справедливость, то и для богов, как носителей нравственности, перестают существовать национальные рамки. Затем они легко утрачивают вообще и свою множественность - становятся единым Богом. Вот почему все великие работники над нравственным углублением и одухотворением религии иудейские пророки, Заратустра, Платон, являются вместе с тем представителями идей единого Божества. В том же направлении действовали и другие причины: сильное родовое сознание у иудеев наш Бог сильнее вашего; ваш Бог и не бог вовсе; теоретические рассуждения у греков. [30]