Cтраница 4
В этой главе рассматриваются обобщения базовой задачи устойчивости, связанные с учетом некоторых осложняющих факторов. Один из них ( стратификация) вводит в действие новые механизмы неустойчивости. Действие другого фактора ( температурной зависимости вязкости) обусловлено преимущественно деформацией профиля скорости основного течения. Поскольку перечисленные факторы оказывают более или менее существенное влияние на развитие возмущений основного потока, их изучение представляет значительный практический интерес с точки зрения проблемы управления устойчивостью конвективных течений. [46]
При перекачке подогретых жидкостей по трубопроводу их температура изменяется как по длине, так и по радиусу трубы. Снижение средней температуры жидкости по длине сопровождается увеличением ее вязкости. Изменение температуры жидкости по радиусу приводит к изменению вязкости жидкости и деформации профиля скоростей. Потери на трение в этих условиях значительно возрастают. Формулы для потери напора, применяемые для изотермических потоков, можно применять лишь с поправками на изменение температуры ( вязкости) и профиля скоростей. [47]
Результаты этих исследований находят широкое применение в практике, в частности, при расчете сверхзвуковых аэродинамических труб, газотурбинных двигателей, эжекторов и многих других устройств. Методы одномерной газодинамики были с успехом применены С. А. Христианови-чем ( 1944, 1946) при расчете эжекторов высокого давления, О, В, Лыжи-ным ( 1965) при расчете дроссельных устройств, предназначенных для регулирования расхода газа, Г, КХ Степановым ( 1953), М. Я. Юделовичем и Л. П. Волковой ( 1958) для приближенного расчета потерь на-удар в ступенчатых трубах при до - и сверхзвуковых отношениях давления. Вместе с тем во многих случаях проявляется ограниченность одномерных теорий, поскольку в действительности течение в канале является двумерным, а в отдельных случаях и трехмерным. Одномерная теория становится неприменимой даже в трубе постоянного сечения при околозвуковых скоростях, где отличительной стброной процесса являются существенная деформация профиля скорости, отрицательный градиент давления и, как возможное следствие этого, вырождение турбулентности. [48]