Cтраница 3
Чрезвычайно ценно для характеристики рабочего Дицгена то, что он не считал себя основателем школы. [31]
Нездоровая мистика, - говорит Дицген, как раз против такой философии, - отделяет ненаучно абсолютную истину от относительной. [32]
По сравнению с половинчатостью свободомыслящих профессоров Дицген готов был предпочесть религиозную честность ( 60) - там есть система, там есть люди цельные, не разрывающие теории и практики. [33]
Из всех этих заявлений Энгельса и Дицгена ясно видно, что для диалектического материализма не существует непереходимой грани между относительной и абсолютной истиной. Богданов совершенно не понял этого, раз он мог писать: оно ( мировоззрение старого материализма) желает быть безусловно объективным познанием сущности вещей ( курсив Богданова) и несовместимо с исторической условностью всякой идеологии ( книга III Эмпириомонизма, стр. Исторически условны контуры картины, но безусловно то, что эта картина изображает объективно существующую модель. Исторически условно то, когда и при каких условиях мы подвинулись в своем познании сущности вещей до открытия ализарина в каменноугольном дегте или до открытия электронов в атоме, но безусловно то, что каждое такое открытие есть шаг вперед безусловно объективного познания. Одним словом, исторически условна всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии ( в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа. [34]
Мысль есть функция мозга, - говорит Дицген ( Das Wesen der menschlichen Kopfarbeit, 1903, S. Есть русский перевод: Сущность головной работы), Мысль есть продукт мозга... Мой письменный стол, как содержание моей мысли, совпадает с этой мыслью, не отличается от нее. Эти вполне ясные материалистические положения Дицген дополняет, однако, таким: Но и не чувственное представление чувственно, материально, то есть действительно... Но назвать мысль материальной - значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом. Мышление есть телесная работа, - говорит Дицген. [35]
Семковский извращает и философский материализм, и Дицгена, говоря вздор и по вопросу один или два мира ( это будто бы коренной вопрос. Поучитесь-ка, любезный, прочтите хоть Людвига Фейербаха Энгельса) - и по вопросу о мире и явлениях ( Дицген будто бы сводил действительный мир только к явлениям; это - поповская и профессорская клевета на И. [36]
Предлагаемое русской публике собрание писем Маркса, Энгельса, Дицгена, Беккера и других вождей международного рабочего движения прошлого века представляет из себя необходимое дополнение к нашей передовой марксистской литературе. [37]
Не смекнули наши герои, что Мах мог одобрить Дицгена только за то, за что Маркс назвал его путаником. [38]
Возьмем в качестве вещи в себе мир, - говорит Дицген в своем сочинении Сущность головной работы ( нем. Никакой принципиальной разницы, никакого трансцензуса, никакой прирожденной несогласованности тут нет и быть не может. Но разница, конечно, есть, есть переход за пределы чувственных восприятий к существованию вещей вне нас. [39]
Мы узнаем ( erfahren, испытываем), - говорит Дицген в Экскурсиях социалиста в область теории познания ( нем. [40]
Анти-Дюринга Энгельса, одного из главных философских произведений марксизма, Дицген писал о Марксе и Энгельсе, как о признанных основателях направления. [41]
Имеется в виду брошюра немецкого рабочего, социал-демократа, философа-самоучки Иосифа Дицгена Сущность головной работы человека, изложенная представителем физического труда. [42]
Исторический материализм, 1893; Кант и социализм, 1900; Кант, Дицген, Мах я исторический материализм, 1910, и мн. [43]
Исторический материализм, 1893, Кант и социализм, 1900, Кант, Дицген, Мах и исторический материализм, 1910, и мн. [44]
Исторический материализм, 1893; Кант и социализм, 1900; Кант, Дицген, Мах я исторический материализм, 1910, и мн. [45]