Cтраница 2
Однако объяснение этих процессов ведется с позиций буржуазной апологетики. Техника, какой бы она ни была совершенной, сама по себе никакой новой стоимости не создает. Она является лишь фактором роста производительности труда рабочих, а ее капиталистическое применение ведет к повышению степени их эксплуатации и извлечению большей прибыли. [16]
Кроме того, это оказывает очень большие услуги апологетике. Ибо, например, в формуле земля - рента, капитал - процент, труд - заработная плата различные формы прибавочной стоимости и различные образования в системе капиталистического производства противостоят друг другу не отчужденно, а как посторонние и индифферентные друг для друга, как всего лишь различные, без антагонизма. Различные доходы проистекают из совершенно различных источников, один - из земли, другой - из капитала, третий - из труда. Следовательно, они не находятся друг с другом во враждебной связи, ибо вообще не находятся ни в какой внутренней связи. [17]
В истории патристики выделяют несколько этапов: 1) апологетика ( II - III вв. [18]
В ней особенно наглядно проявилась сущность социального учения католицизма: апологетика эксплуа-тат. В области идей о мнимой абсолютной целесообразности всего сущего богословием почерпнуто телеологпч. [19]
Среди буржуазных экономистов есть и такие, кто понимает несостоятельность прямой апологетики капитализма и выступает с определенной критикой системы господства монополистического капитала. [20]
Конечно, триединая формула доходов и их источников объективно служит апологетике буржуазного строя вульгарной политической экономией, в ней находит отражение теоретическая беспомощность буржуазных экономистов, ярко проявляющаяся в отождествлении сущности и явления. Но эта попытка выдать явление за сущность экономических отношений, как показывает Маркс, находит свое эмпирическое основание в обыденной жизни. [21]
Далее, теория реализации Маркса дает сильнейшее оружие не только против апологетики, но и против мещански реакционной критики капитализма. Именно такую критику капитализма старались подкрепить наши народники своей ошибочной теорией реализации. Марксово же понимание реализации неизбежно ведет к признанию исторической прогрессивности капитализма ( развитие средств производства, а следовательно, и производительных сил общества), не только не затушевывая этим, а, напротив, выясняя исторически преходящий характер капитализма. [22]
Экономическую науку следует отделить от идеологии, а экономическую теорию от апологетики экономической политики государства. За последние несколько десятков лет сложилась практика подмены объективных экономических законов политикой, проводимой субъектом хозяйствования - правительством. Такая подмена - это бюрократическая увертка, которую используют для того, чтобы снять с себя ответственность за более чем скромные результаты управления экономикой. [23]
Для нее характерен крайний антикоммунизм, неприятие гуманизма, шовинизм, апологетика всеобъемлющей регламентации общественной жизни и государственного патернализма. [24]
В речи Маркса в то же время снова прозвучала острая критика буржуазной апологетики свободы торговли - критика, которая переросла здесь в обличение буржуазного либерализма в целом. [25]
После распада колониальной системы империализма откровенно расистские версии были заменены новыми формами апологетики, рассчитанными на изменившиеся условия. Теории деколонизации превратно истолковывают значение борьбы колониальных народов за политич. [26]
Колокола вызывает негодование как Боткина и Кавелина, так и повернувшего к национализму и апологетике самодержавия Каткова. Страхова ( Герцен, 1870, в кн.: Борьба с Западом в нашей литературе, кн. 1, 3 изд. [27]
По форме они представляют собой конгломерат идей, концепций, теорий и доктрин, содержащих апологетику нмпериалистич. [28]
Если теория превращается в оправдание любой практики, в прагматизм, то она вырождается в угодливую апологетику. [29]
Когда читаешь вышеприведенное видемановское объяснение образования тока, то кажется, что имеешь перед собой образец той апологетики, с которой лет сорок тому назад правоверные и полуправоверные теологи выступали против филологически-исторической критики библии, предпринятой Штраусом, Вильке, Бруно Бауэром и другими. В обоих случаях пользуются одинаковым методом. И это неизбежно, ибо в обоих случаях деле идет о том, чтобы спасти старую традицию от натиска научного мышления. Исключительная эмпирия, позволяющая себе мышление в лучшем случае разве лишь в форме математических вычислений, воображает, будто она оперирует только бесспорными фактами. В действительности же она оперирует преимущественно традиционными представлениями, по большей части устаревшими продуктами мышления своих предшественников, такими, например, как положительное и отрицательное электричество, электрическая разъединительная сила, контактная теория. Последние служат ей основой для бесконечных математических выкладок, в которых из-за строгости математических формул легко забывается гипотетическая природа предпосылок. Насколько скептически подобного рода эмпирия относится к результатам современной ей научной мысли, настолько же слепо она доверяет результатам мышления своих предшественников. Даже экспериментально установленные факты мало-помалу неразрывно связываются у нее с соответствующими традиционными толкованиями их; в трактовку даже самого простого электрического явления вносится фальсификация при помощи, например, контрабандного протаскивания теории о двух электричествах. Эта эмпирия уже не в состоянии правильно изображать факты, ибо в изображение их у нее прокладывается традиционное толкование этих фактов. [30]