Cтраница 4
В опытно-промышленной установке предусмотрены стабилизационная и газовая части, где нестабильный бензин каталитического крекинга подвергается стабилизации, а из жирного газа выделяются бензиновые компоненты. В отличие от полузаводской установки в ней предусмотрен котел-утилизатор, куда поступают дымовые газы из регенератора, тепло которых используется для производства водяного пара. Изменена ректификационная система, решенная в виде двух ректификационных колонн. Установлен воздухоподогреватель для пррсутки катализатора, и усовершенствованы системы загрузки ( бункеров катализатором и подачи инертного газа в контрольно-измерительные приборы. [46]
Заводы, работающие по топливно-масляной схеме, наряду с получением перечисленных выше топливных продуктов предназначены для выработки различных смазочных масел, парафинов, церезина и смазок. Кроме технологических установок, связанных с выработкой топлива и масел, современные нефтеперерабатывающие заводы включают установки для химической переработки газов с целью получения высокооктановых бензиновых компонентов, синтетических спиртов и жирных кислот, серной кислоты и многих других ценных продуктов. [47]
При проектировании был детально изучен вопрос о выборе сырья. Поскольку, как показал опыт эксплуатации установок инертного газа, топливные газы нефтеперерабатывающих заводов отличаются непостоянством состава, сильными колебаниями теплоты сгорания, повышенным содержанием тяжелых бензиновых компонентов, в проектах этих установок в качестве сырья был применен сжиженный газ. Это не превышает 1 % от общей выработки сжиженных газов на НПЗ. [48]
Развитие этих процессов происходило и происходит под влиянием соответствующих требований со стороны моторной техники. При высоком уровне потребления авиационных и автомобильных бензинов и незначительном потреблении дизельных топлив в 1940 - 1950 - х годах в широком масштабе в США, СССР и других развитых странах был реализован каталитический крекинг средних дистиллятов ( керосино-газойлевой фракции атмосферной перегонки нефти), обеспечивающий большой выход бензиновых компонентов с достаточно высоким октановым числом. Для повышения октановых чисел бензинов получили распространение процессы полимеризации, алкили-оования, а также термического риформинга, который был заменен затем на более эффективный процесс каталитического риформинга. По мере дизели-зации моторного парка и перехода авиационной техники на реактивные двигатели возросла потребность в средних дистиллятах - авиационном керосине и дизельном топливе, и процесс каталитического крекинга с конца 1950 - х - начала 1960 - х годов был переориентирован на переработку тяжелого сырья - вакуумного газойля. [49]
Разложение абиэтиновой кислоты идет с выделением С02 и СО. В этом случае в продуктах термокатализа также преобладают циклические углеводороды. Образуется небольшое количество бензиновых компонентов преимущественно изостроения. [50]
В связи с развитием гражданской авиации производство авиационных бензинов сохраняется примерно на достигнутом уровне и даже имеет тенденцию к некоторому увеличению. Остро стоит вопрос о повышении детонационной стойкости автомобильных топлив. Это безусловно требует знания углеводородного состава бензиновых компонентов для правильной организации компаундирования бензинов и разработки методов их облагораживания. [51]
Тарельчатый абсорбер.| Схема потоков в абсорбере. [52] |
Схема потоков в абсорбере представлена на рис. 4.6. Работает абсорбер следующим образом. Газ поступает вниз аппарата, а тощий абсорбент наверх. Снизу абсорбера уходит абсорбент, насыщенный бензиновыми компонентами, а сверху - отбензиненный газ. В качестве абсорбента используется частично отбензиненная нефть. [53]
Обычно для защелачивания бензинов каталитического и тер -, мического крекингов расходуется 0 5 - 1 5 кг / т каустической соды и значительное количество свежей воды для отмывки бензина от следов щелочи. Образующиеся при этом сернисто-щелочные сточные воды, содержащие фенолы, растворенный бензин и другие загрязняющие вещества, спускаются в канализацию. Следовательно, оборудование установок эффективными блоками стабилизации бензиновых компонентов позволяет не только сократить потери легких фракций бензина из резервуаров, но и уменьшить количество сточных вод, а следовательно, и потери растворенного бензина. [54]
Схема перегонки нефти с двукратным испарением. [55] |
Отстоенная нагретая нефть проходит вторую группу теплообменников 4 и поступает в первую ректификационную колонну К-1, где отбирается легкая фракция бензина. Остаток из колонны К-1 - отбензиненная нефть - насосами 5 подается через трубчатую печь б во вторую ректификационную колонну К-2, где отбираются все остальные требуемые фракции. По этой схеме перерабатываются нефти с большим содержанием легкокипящих бензиновых компонентов и газа. В результате предварительного выделения из нефти бензиновых компонентов в змеевике печи не создается большое давление. [56]
Однако, несмотря на то что углеводородный состав фактически определяет ценность бензинов как моторного топлива, окончательная характеристика бензинов мож ( гг быть сделана лишь после моторных испытаний, для которых требуется значительное количество бензина. Поэтому на опытном заводе АзНИИПП гик троена укрупненная лабораторная установка периодического действия с реактором типа кипящий слой, рассчитанным на загрузку 7 кг катализ. Ни этой установки изучено влияние природы сырья па сортность бензиновых компонентов, получаемых в процессе каталитического крекинга, и широких керосиногазоплевыч фракций. [57]
Выбор адсорбента определяется целью процесса. При использовании установки для подготовки газа к дальнему транспорту выбор режима определяется содержанием бензина в отходящем газе. Фазовый расчет выполняют исходя из среднего состава отходящего газа и содержания бензиновых компонентов, а также из отсутствия жидкой фазы при данном давлении и температуре. Берется предельный случай, когда Лк / 100& р1, где Ак - содержание данного компонента, моль, a kp - коэффициент распределения для каждого компонента. [58]
Применение метода линейного программирования в выборе вариантов смешения компонентов в товарные бензины дает возможность значительно ускорить все расчеты, сделать их наиболее точными. В постановке задачи представляется возможным предусмотреть увеличение производства бензинов с повышенной октановой характеристикой. Это в свою очередь дает возможность при неизменной сумме себестоимости производства бензиновых компонентов увеличить объем производства товарной продукции в стоимостном выражении, снизить затраты на 1 руб. товарной продукции, получить дополнительную прибыль и повысить рентабельность производства. [59]