Cтраница 4
С целью сокращения этапа предварительных испытаний нами совместно с С.В. Колонских разработана на базе установки УКИ-6000-2 машина трения ЭкспрессТ, испытательный узел которой представляет собой пару трения диск - стержень, помещенную в камеру с исследуемым материалом. Выбор схемы скольжения обусловлен повышенной воспроизводимостью ее при триботехнических испытаниях, простотой конструкции узла трения и измерительной системы. Кроме того, в конструкцию опор многих типоразмеров долот входят подшипники скольжения. Поэтому с целью повышения достоверности результатов в качестве дисков использованы твердосплавные насадки с лицензионных долот, а интервал изменения энергетической загрузки пары трения перекрывает диапазон ее изменения в опорах долот ГНУ и ГАУ. [46]
Одна из главных проблем, стоящих перед нами, - это расчет кинетического трения, при котором температура и скорость оказывают существенное влияние. Температура, являясь функцией скорости, зависит существенным образом от тепло-физических свойств материалов пары трения и конструкции узла трения. [47]
Колпачковая масленка ( тип IV. [48] |
Примером может служить шлицевое соединение карданного вала автомобиля ЗИЛ-130. Для того чтобы смазка легко проникала к рабочим поверхностям, целесообразно максимально сократить смазкоподводящие каналы. Конструкция узла трения должна обеспечить проникновение смазки в рабочую зону. Иногда в деталях узлах трения делают прозрачные вставки или люки для визуального контроля за дозаправкой смазки. [49]
Вопрос о значении коэффициента трения не может быть решен однозначно для различных узлов трения. В зависимости от конструкции узла трения, его назначения и условий эксплуатации устанавливают пределы значений коэффициента трения. Обычно определяют нижний и верхний пределы значений. Нижний предел коэффициента трения обычно определяют из условий обеспечения необходимой силы трения. При некотором значении коэффициента трения сила трения на заклиниваемой колодке теоретически стремится к бесконечности, и тормоз блокируется. [50]
Эти изменения происходят плавно вплоть до достижения критического значения температуры, которое зависит как от испытываемого материала, так и от условий испытания. Значение теплоотвода определяется конструкцией узла трения. [51]
При дозаправке узлов трения в процессе эксплуатации техники происходит смешение старой и новой смазок, которое неизбежно и при переводе узлов трения на новые виды смазки. Практически полного удаления используемой ранее смазки никогда не происходит. Соотношение новой и старой смазок зависит от конструкции узла трения и меняется в довольно широких пределах. При этом, как правило, смазки разупрочняются, снижается их вязкость, стабильность к окислению, смазочная способность, водостойкость и другие свойства. Причины несовместимости смазок многообразны и зависят как от рецептуры, так и от условий смешения, но полностью они не выявлены. Наиболее совместимы со смазками разных типов литиевые ( на 12-гидрокси-стеариновой кислоте), комплексные кальциевые, натриевые и силикагелевые смазки. [52]
При дозаправке узлов трения в процессе эксплуатации техники происходит смешение старой и новой смазок, которое неизбежно и при переводе узлов трения на новые виды смазки. Практически полного удаления используемой ранее смазки никогда не происходит. Соотношение новой и старой смазок зависит от конструкции узла трения и меняется в довольно широких пределах. Для большинства пар смазок при их смешении свойства изменяются пропорционально соотношению компонентов в смеси, однако при смешении некоторых смазок ( например, литиевых и кальциевых) наблюдается неаддитивное изменение свойств с резким ухудшением их по сравнению со свойствами исходных смазок. При этом, как правило, смазки разупрочняются, снижается их вязкость, стабильность к окислению, смазочная способность, водостойкость и другие свойства. Причины несовместимости смазок многообразны и зависят как от рецептуры, так и от условий смешения, но полностью они не выявлены. Наиболее совместимы со смазками разных типов литиевые ( на 12-гидрокси-стеариновой кислоте), комплексные кальциевые, натриевые и силикагелевые смазки. [53]
Рабочая схема узла трения. [54] |
При разработке узла трения было сделано предположение, что материал матрицы-образца будет отводить тепло и нести нагрузку узла трения, а самосмазывающийся материал - наносить антифрикционную пленку на поверхности трения. Этот метод и был заложен в основу конструкции узла трения. [55]
Консистентные смазки, как правило, создают в узлах трения более высокую температуру, чем минеральные масла, на которых они изготовлены. Расход консистентных смазок, когда они достаточно стабильны, меньше, чем минеральных масел, вследствие отсутствия утечки, однако стоимость их значительно выше стоимости минеральных масел. Применение консистентных смазок рекомендуется лишь в тех случаях, когда использование минеральных масел в связи с особенностями конструкции узла трения, а также условиями работы невозможно или нерационально. [56]