Cтраница 3
Твердые смазочные материалы ( брикеты, карандаши, бруски) получают путем прессования или экструзии предварительно подготовленной разогретой массы, состоящей из связующего компонента ( смолы, воска, твердых жиров и др.) и наполнителя. [31]
Твердые смазочные материалы наносят каким-либо методом на поверхность трения тонким слоем; при этом он обладает значительно меньшим сопротивлением сдвигу, чем материалы, из которых изготовлены трущиеся поверхности деталей. [32]
Структура дисульфида молибдена MoS2. Единичные пластинки состоят из чистого молибдена или из чистой серы, расстояние между ними 0 366 нм и связь относительно слабая. [33] |
Твердыми смазочными материалами могут быть мягкие металлы, имеющие низкое сопротивление срезу в полезном диапазоне рабочих температур. Для смазки используют твердые пленки свинца, олова и индия. [34]
Наиболее известными твердыми смазочными материалами являются графит, дисуль-фит молибдена и вольфрама, а также политетрафторэтилен. Их выпускают в виде порошков, паст, коллоидно-диспергированных или суспензированных в жидкостях, а также включенными в масла и лаки, наносимые на рабочую поверхность подшипников. [35]
Недостатками твердых смазочных материалов являются сравнительно высокие энергетические потери и повышенный износ. Одна из основных причин выхода из строя подшипников с твердыми смазочными материалами - разрушение сепаратора, которое наступает вследствие попадания продуктов износа на дорожки качения колец и шарики и износа перемычек. Как правило, подшипники с твердыми смазочными материалами имеют значительные ограничения по частотам вращения и нагрузкам. [36]
Шарикоподшипник, в сепаратор которого запрессована твердая смазка. [37] |
Выбор твердого смазочного материала для конкретного использования зависит от режимов и условий эксплуатации подшипников, а также от технологических возможностей его реализации. [38]
Вид твердого смазочного материала определяет конструктивное оформление самосмазывающегося подшипника. [39]
Адгезия твердых смазочных материалов зависит как от свойств самого порошка, так и от свойств поверхности субстрата. Предварительная обработка поверхностей обезжириванием, удалением продуктов коррозии, фосфатированием, анодированием и другими методами способствует росту адгезионной прочности и долговечности твердой смазки. [40]
Задача твердых смазочных материалов, как и смазочных масел, заключается в предотвращении непосредственного контакта между поверхностями и, следовательно, локального сваривания с целью снижения энергозатрат на разрушение мостиков сваривания и снижении износа, происходящего в этих точках. Под пленкой твердого смазочного материала микровыступы на поверхностях металла подвергаются пластической деформации, так что силы трения определяются главным образом сопротивлением к сдвигу смазочной пленки. [41]
Накопление твердых смазочных материалов на поверхностях скольжения создает аварийный смазочный резерв на случай наступающего масляного голодания из-за утечки масла или потери маслом смазывающих свойств. Такой же эффект достигается в двигателе при применении масел, содержащих MoS2 или коллоидный графит. Для таких областей применения очень важна стабильность дисперсии. В противном случае MoS2 может высаживаться при длительном простое двигателей, что может привести к забивке маслопроводящих каналов, масляному голоданию и заеданию металлических деталей. Для обеспечения двигателя аварийной смазкой ( например, в боевой технике), позволяющей в течение ограниченного отрезка времени работать без смазочного масла, покрытия, содержащие MoS2 или графит, наносят на поршни, цилиндры и подшипники вместо введения этих твердых смазочных материалов в смазочное масло. Вводить твердые смазочные материалы в смазочные масла для тяжелых условий работы не рекомендуется, так как эти масла содержат оптимально сбалансированный пакет присадок с оптимальной моюще-диспер-гирующей способностью и MoS2 или графит могут ухудшить эти свойства. Качество плохих смазочных масел невозможно улучшить введением в них твердых смазочных материалов. [42]
Недостатками твердых смазочных материалов являются сравнительно высокие энергетические потери и повышенный износ. [43]
К твердым смазочным материалам не будем относить конструкционные самосмазывающиеся материалы, содержащие в своем составе твердые смазывающие вещества и использующиеся для изготовления втулок, вкладышей и других деталей, В подшипниках сухого трения применяют для смазывания порошки, твердосмазочные суспензии и полимерные лаки, твердые смазывающие материалы, размещенные в деталях подшипника для контактного смазывания, при котором на поверхность движущейся детали наносится твердый смазочный материал, отделяющийся от специального смазывающего бруска или карандаша, прижимаемого к поверхности. [44]
К твердым смазочным материалам относят графит, тальк, слюду и некоторые другие. [45]