Мировой дух - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Нет такой чистой и светлой мысли, которую бы русский человек не смог бы выразить в грязной матерной форме. Законы Мерфи (еще...)

Мировой дух

Cтраница 1


Мировой дух, по Гегелю, в каждый данный момент является объективной основой общества.  [1]

Символическое воплощение мировой дух обретает в культуре, а объективное воплощение - в государстве. Таким образом оказывается, что мировой разум в виде культуры и государства стоит над единичными людьми, используя их как орудие для своих целей. Живые индивидуумы и народы, ища и добиваясь своего, в то же время оказываются средствами и орудиями чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают и что они бессознательно исполняют; Можно назвать хитростью разума то, что он заставляет действовать для себя страсти... Частное в большинстве случаев мелко по сравнению со всеобщим: индивиды приносятся в жертву...  [2]

Когда для мирового духа становится необходимым переход на новую стадию его развития, становится необходимым преобразование общества, он должен привести людей в движение, ибо назревшие перемены могут быть совершены только их руками. А для этого нужно, чтобы они осознали необходимость преобразований, чтобы они оказались заинтересованы в изменении общества, чтобы они страстно стремились произвести эти изменения.  [3]

Осознание людьми задач, поставленных мировым духом, никогда не является адекватным, но оно всегда должно иметь место. Люди всегда преследуют частные цели. И хитрость мирового духа заключается в том, что он побуждает людей ставить такие частные цели, реализация которых способствует осуществлению объективной идеи, общей объективной цели истории или, иными словами, исторической необходимости.  [4]

У Гегеля лишь абсолютная идея, мировой дух активен, выступает как творец всей природы и истории, а масса - пассивный материал, к-рый он преодолевает.  [5]

Гегель полагал, что в истории реализуется мировой дух, движущийся как бы по заранее предначертанному плану. Абстрактное, оторванное от реальной действительности понимание истории было преодолено историческим материализмом.  [6]

Объективная историческая закономерность реализуется, с точки зрения Гегеля, в мировом духе, который не поддается игре случая, а выступает определяющим началом исторического процесса.  [7]

Объективная историческая закономерность реализуется, с точки зрения Гегеля, в мировом духе, который не поддается игре случая, а выступает определенным началом исторического процесса.  [8]

В индуизме освобождение как правило понимается как достижение единства или даже тождества атмана и Брахмана, индивидуального и мирового духа.  [9]

Цель существования - пробудить экстатическое ( не рациональное) знание о божестве и соединить свой дух с мировым духом. Учение гностиков было исключительно индивидуалистично: путь к божеству основывался для них на личной интуиции. Гностики, связанные с христианами, или христиане, связанные с гностиками, воспринимали миссию Иисуса как откровение, которое помогает людям, имеющим в себе дух, обрести прозрение.  [10]

Прогресс во всемирной истории каждый раз осуществляется одним определенным народом, дух которого является на данном этапе носителем мирового духа.  [11]

Платона это идеи, у схоластов - бог, к-рый не обусловлен ничем, но творит все существующее, у Гегеля - мировой дух, к-рый в своем диалектическом самодвижении становится первоисточником всего: природы, человеческой истории, мышления.  [12]

Конкретные идеи, народные духи, имеют свою истину и назначение в конкретной идее, которая есть абсолютная всеобщность, - в мировом духе; вокруг его трона они стоят как свершители его осуществления и как свидетели и краса его славы. Поскольку он как дух есть лишь движение своей деятельности, состоящей в том, чтобы познавать себя абсолютным, тем самым освободить свое сознание от формы природной непосредственности и прийти к самому себе, то существуют четыре начала образования этого самосознания в ходе его освобождения - четыре всемирных царства.  [13]

И даже когда речь идет о сокровенном достоянии человека - свободе, то оказывается, что подлинным субъектом свободы выступает не человеческая личность, а безличный мировой дух. Свобода этого безличного духа есть его способность осуществлять себя, преодолевая и подчиняя себе любое содержание, в том числе индивидуальные жизни.  [14]

Бруно устраняет далее и другую половинчатость Гегеля: если гегелевский дух творит историю лишь post festum, в фантазии, то г-н Бауэр, в противоположность массе остального человечества, сознательно разыгрывает роль мирового духа; он уже в настоящем становится в драматическое отношение к этой массе, изобретает и осуществляет историю с определенным намерением и после зрелого размышления.  [15]



Страницы:      1    2    3    4