Мировой дух - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4
Если сложить темное прошлое со светлым будущим, получится серое настоящее. Законы Мерфи (еще...)

Мировой дух

Cтраница 4


Прогресс во всемирной истории каждый раз осуществляется одним определенным народом, дух которого является на данном этапе носителем мирового духа. Имеются и такие пароды, дух которых никогда не был и не станет воплощением мирового духа.  [46]

Чем шире становятся в ходе этого развития отдельные воздействующие друг на друга круги, чем дальше идет уничтожение первоначальной замкнутости отдельных национальностей благодаря усовершенствованному способу производства, общению и в силу этого стихийно развившемуся разделению труда между различными нациями, тем во все большей степени история становится всемирной историей. Так, например, если в Англии изобретается машина, которая лишает хлеба бесчисленное количество рабочих в Индии и Китае и производит переворот ЕО всей форме существования этих государств, то это изобретение становится всемирно-историческим фактом; точно так же сахар и кофе обнаружили в XIX веке свое всемирно-историческое значение тем, что вызванный наполеоновской континентальной системой недостаток в этих продуктах толкнул немцев на восстание против Наполеона и, таким образом, стал реальной основой славных освободительных войн 1813 года. Отсюда следует, что это превращение истории во всемирную историю не есть некое абстрактное деяние самосознания, мирового духа или еще какого-нибудь метафизического призрака, а есть совершенно материальное, эмпирически устанавливаемое дело, такое дело, доказательством которому служит каждый индивид, каков он есть в жизни, как он ест, пьет и одевается.  [47]

Чем шире становятся в ходе этого развития отдельные воздействующие друг на друга круги, чем дальше идет уничтожение первоначальной замкнутости отдельных национальностей благодаря более усовершенствованному способу производства, развившемуся общению и стихийно возникшему в силу этого разделению труда между различными нациями, тем во все большей степени история становится всемирной историей. Так, например, если в Англии изобретается машина, которая лишает хлеба бесчисленное количество рабочих в Индии и Китае и производит переворот во всей форме существования этих государств, то это изобретение становится всемирно-историческим фактом; точно так же сахар и кофе обнаружили в XIX веке свое всемирно-историческое значение тем, что вызванный наполеоновской континентальной системой 20 недостаток в этих продуктах толкнул немцев [21] на восстание против Наполеона и, таким образом, стал реальной основой славных освободительных войн 1813 года. Отсюда следует, что это превращение истории во всемирную историю не есть некое абстрактное деяние самосознания, мирового духа или еще какого-нибудь метафизического призрака, а есть совершенно материальное, эмпирически устанавливаемое дело, такое дело, доказательством которому служит каждый индивид, каков он есть в жизни, как он ест, ньет и одевается.  [48]

Лукачу повседневное мышление представляет собой продукт эстетического и научного мышления, эстетического и научного поведения в повседневной жизни. По философской концепции Гегеля повседневная жизнь в принципе находится вне философии, а сам предмет философии это отчуждение и возвращение мирового духа в мировую историю, поэтому отдельный человек ничего не стоит и может стать предметом философии только в том случае, если он является носителем мирового духа. В отличие от Гегеля у Хайдеггера ( Существо и время) повседневная жизнь стоит в центре анализа, но для него повседневная жизнь - это, в принципе, отчужденная жизнь.  [49]



Страницы:      1    2    3    4