Мировой дух - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
В развитом обществе "слуга народа" семантически равен "властелину народа". Законы Мерфи (еще...)

Мировой дух

Cтраница 3


Существует много концепций, рассматривающих развитие культуры и истории под углом зрения одного фундаментального фактора, с позиции единого субстанциального основания. И тогда, взятая в своих основах, история культуры предстает как монолог одного единственного начала, будь то мировой дух или материя. И очень немногие мыслители раскрывают диалогический характер жизни духа и культуры. Среди этих мыслителей следует прежде всего назвать Н.А. Бердяева ( Бердяев Н. А. Смысл истории. Заслуга Тойнби состоит в том, что он раскрыл диалогическую сущность развития культуры в своей концепции Вызова и Ответа ( См.  [31]

Например, Парацельс полагал, что жизнью животных и растений, а также человека управляет некое нематериальное начало или мировой дух Архей. Учение о Архее, являющееся своеобразной формой витализма, разделял и развивал Ван-Гельмонт ( Parting-ion, vol.  [32]

Суть образования составляет приспособление, а не преобразование. Институты, как показывает история, изменяются, но их изменение, подобно расцвету и падению государств, есть результат деятельности мирового духа. Отдельные люди, за исключением великих героев, избранных мировым духом, не участвуют в этих изменениях.  [33]

Оно с особой силой звучит в одном его письме, относящемся к 1816 г. Я считаю, - писал он, - что мировой дух скомандовал времени вперед. Этой команде противятся, но целое движется, неодолимо и неприметно для глаз, как бронированная и сомкнутая фаланга, как движется солнце, все преодолевая и сметая на своем пути. Бесчисленные легко вооруженные отряды бьются где-то на флангах, выступая за и против, большая часть их вообще не подозревает, в чем дело, и только получает удары по голове как бы незримой дланью.  [34]

Он сделал попытку определить ее место и роль, но исследовал вне времени и пространства, как чисто логическую категорию, в основу которой им была положена абсолютная идея, мировой дух. Гегель гениально угадал диалектическую природу каузальности как внутреннего источника самодвижения, саморазвития явлений, ставил вопрос о существовании болезни как не только частной нозологической единицы, но и как явления общего порядка, содержащего в себе сходные фундаментальные черты всех без исключения конкретных заболеваний, показал необходимость рассмотрения причинйо-сти в связи с категорией взаимодействия.  [35]

36 Экспериментальные и рассчитанные значения Тд ВМС.| Зависимость температуры дестабилизации смеси бензин. метанол. вода ( 88.. от содержания ароматических.. ( А в бензине. [36]

Тут мы встречаемся с популярною теорией, которая, признавая вообще половую любовь за средство родового инстинкта или за орудие размножения, пытается, в частности, объяснить индивидуализацию любовного чувства у человека как некоторую хитрость или обольщение, употребляемое природою или мировою волей для достижения ее особых целей. В мире человеческом, где индивидуальные особенности получают гораздо больше значения, нежели Б животном и растительном царстве, природа ( иначе - мировая воля, воля в жизни, иначе - бессознательный или сверхсознательный мировой дух) имеет в виду не только сохранение рода, но и осуществление в его пределах множества возможных частных или видовых типов и индивидуальных характеров. Но кроме этой общей цели - проявления возможно полного разнообразия форм - жизнь человечества, понимаемая как исторический процесс, имеет задачей возвышение и усовершенствование человеческой природы. Для этого требуется не только чтобы было как можно больше различных образчиков человечества, но чтобы являлись на свет лучшие его образчики, которые ценны не только сами по себе, как индивидуальные типы, но и по своему возвышающему и улучшающему действию на прочих.  [37]

Химическая индивидуальность атома ( элемента) следует за массой атома, выраженной в его атомном весе как периодическая функция. Создание периодической системы, утверждая в науке диалектико-материалистическое миропонимание, нанесло сокрушающий удар идеалистическим взглядам на происхождение мира и на строение материи, показывало, что материя развивается по своим собственным законам из себя самой и не нуждается ни в каком мировом духе для ее создания.  [38]

Осознание людьми задач, поставленных мировым духом, никогда не является адекватным, но оно всегда должно иметь место. Люди всегда преследуют частные цели. И хитрость мирового духа заключается в том, что он побуждает людей ставить такие частные цели, реализация которых способствует осуществлению объективной идеи, общей объективной цели истории или, иными словами, исторической необходимости.  [39]

Суть образования составляет приспособление, а не преобразование. Институты, как показывает история, изменяются, но их изменение, подобно расцвету и падению государств, есть результат деятельности мирового духа. Отдельные люди, за исключением великих героев, избранных мировым духом, не участвуют в этих изменениях.  [40]

Пу-руша не является ни высшим богом - творцом, ни мировым духом. Это вечное, неменяющееся индивидуальное сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в к-ром оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Пракрити находится в постоянном изменении и развитии, подчинена закону причинно-следственной связи. Все видоизменения пракрити зависят от того, в каком соотношении в ней представлены три гуны - осн. Сочетания этих гун приводят к появлению всего многообразия природы. Контакт пракрити С пурушей обусловливает начало эволюции индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: пуруши, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело состоит из интеллекта, органов чувств и связанных с ними элементов и чувства Я. Тонкое тело является средоточием кармы ( Индуизм) и следует за пурушей, пока последняя не достигнет полного освобождения от воплощения в к. Грубое тело состоит из материальных элементов и гибнет со смертью существа.  [41]

Пу-руша не является ни высшим богом - творцом, ни мировым духом. Это вечное, неменяющееся индивидуальное сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в к-ром оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Пракрити находится в постоянном изменении и развитии, подчинена закону причинно-следственной связи. Все видоизменения пракрити ва-висят от того, в каком соотношении в ней представлены три гуны - осн. Сочетания этих гун приводят к появлению всего многообразия природы. Контакт пракрити с пурушеи обусловливает начало эволюции индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: пуруши, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело состоит ий интеллекта, органов чувств и свя занных с ними элементов и чувства Я. Тонкое тело является средото / чием кармы ( Индуиам) и следует за пурушеи, пока последняя не достиг нет полного освобождения от воплощения в к. Грубое тело состоит из материальных элементов и гибнет со смертью существа.  [42]

Пуруша не является ни высшим богом - творцом, ни мировым духом. Это вечное, неменяющееся индивидуальное сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в к-ром оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Пракри-ти находится в постоянном изменении и развитии, подчинена закону причинно-следственной связи.  [43]

Пу-руша не является ни высшим богом - творцом, ни мировым духом. Это вечное, неменяющееся индивидуальное сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в к-ром оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Пракрити находится в постоянном изменении и развитии, подчинена закону причинно-следственной связи. Все видоизменения пракрити ва-висят от того, в каком соотношении в ней представлены три гуны - осн. Сочетания этих гун приводят к появлению всего многообразия природы. Контакт пракрити с пурушеи обусловливает начало эволюции индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: пуруши, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело состоит ий интеллекта, органов чувств и свя занных с ними элементов и чувства Я. Тонкое тело является средото / чием кармы ( Индуиам) и следует за пурушеи, пока последняя не достиг нет полного освобождения от воплощения в к. Грубое тело состоит из материальных элементов и гибнет со смертью существа.  [44]

Гегелевская философия была действительно доведена Бауэрами до абсурда. У Гегеля абсолютный дух всегда лишь задним числом проявляется в сознании философа как творческий мировой дух, и этим он в сущности говорил, что абсолютный дух делает и историю только в воображении. Гегель поэтому очень настойчиво предостерегал от ложного предположения, что философствующий индивид и является сам абсолютным духом; Бауэры же и их приверженцы, напротив, считали себя самих воплощением критики, абсолютного духа, который через них осознанно выполняет свою роль мирового духа в противоположность остальному человечеству. Эти грезы должны были скоро испариться даже в философской атмосфере Германии, ибо и в кругу самих Свободных Allgemeine Literatur-Zeitung встретила довольно холодный прием. Ни Кеппен, который и без того держался в стороне, ни Штирнер не примкнули к ней.  [45]



Страницы:      1    2    3    4