Мировой дух - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Девушке было восемнадцать лет и тридцать зим. Законы Мерфи (еще...)

Мировой дух

Cтраница 2


Маркс раскрыл объективные, материальные в своей основе законы движения истории, обнаружил их там, где прежде все либо казалось игрой слепого случая, произволом отдельных личностей, либо выдавалось за самовыражение мифического мирового духа.  [16]

В гос-ве мировой дух, подчиняя частные интересы, соединяет их со своей общей целью. Фейербах, исходя из того, что человек стремится к удовлетворению своих потребностей, к личному счастью, и отождествляя это естеств.  [17]

История углубления мирового духа внутрь себя, или, что то же самое, свободного формирования, в котором идея отпускает от себя свои моменты - и это только ее моменты - в качестве тотальностей и именно поэтому содержит их в идеальном единстве понятия, в чем и состоит реальная разумность, - история этого подлинного формирования нравственной жизни есть дело всемирной истории.  [18]

Гегеля суть порождение мыслящего мирового духа, постольку самая конкретная часть логики, где синтезируются бытие и сущность, носит у Гегеля название понятия. Это и понятно: все существующее, по Гегелю, есть мышление, а мышление конкретно проявляет себя в понятиях.  [19]

Как Фауст перед мировым духом, так смертный трепещет перед абстрактной наукой; ее бездонные глубины устрашает его, он может достигнуть лишь того, чтобы окинуть взором звездные пространства, помыслить об изначальных законах бытия, и только - писал в конце прошлого века Л, Больцман.  [20]

Гегель вовсе не игнорирует многообразия культурных форм и качественного различия национальных культур, имевших место в истории человечества. Каждая конкретно-историческая культура здесь есть лишь ступень в саморазвертывании мирового духа, стремящегося к своему полному осуществлению.  [21]

Становление религиозной потребности связано с этим моментом: переход от магии к религии означает превращение элементарной потребности, о которой речь шла выше, в религиозную потребность. Это потребность человека ощущать себя не просто орудием, употребляемым мировым духом в его собственных целях, но воспринимать свою отдельную и уникальную судьбу как существенную неотторжимую часть мировой истории человечества.  [22]

ГЕГЕЛЬ ( Hegel) Георг Вильгельм Фридрих ( 1770 - 1831), нем. Ее центр, понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта ( мирового духа), его сверхврем. История - прогресс духа в сознании свободы, последовательно реализуемый через дух отд.  [23]

ГЕГЕЛЬ ( Hegel) Георг Вильгельм Фридрих ( 1770 - 1831), нем. Ее центр, понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта ( мирового духа), его сверхврем.  [24]

ГЕГЕЛЬ ( Hegel) Георг Вильгельм Фридрих ( 1770 - 1831), нем. Ее центр, понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта ( мирового духа), его сверхвременнбго движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий ( бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абс.  [25]

При этом Гегель верен идеалам Просвещения, и, прежде всего, идеалу свободы. Именно свобода является последним основанием или, как говорят философы, субстанцией мирового духа и всей развивающейся культуры. Субстанцией, сущностью духа является свобода.  [26]

Тот, кто непосредственно, словно плод амалаки в собственной ладони, постиг мировой дух и благодаря достижению своей цели свободен от привязанности, страсти и прочих недостатков; наделен спокойствием и прочими достоинствами; свободен от зависти, жажды, надежды, ослепления и прочих состояний; пребывает в мыслях, не затронутых обманом, самосознанием и прочим. Кто обладает названными свойствами, тот поистине брахман. В этой философии взаимодействия общества и человека, наряду с сугубо религиозным мотивом - отказом от всего земного, явно выделяется нравственное, мирское начало в жизни конкретного человека.  [27]

Гегель виновен в двоякой половинчатости: во-первых, объявляя философию наличным бытием абсолютного духа, он в то же время отказывается объявить действительного философского индивидуума абсолютным духом; во-вторых, абсолютный дух, в качестве абсолютного духа, он только по видимости делает творцом истории. Так как абсолютный дух лишь post festum, в философе приходит к сознанию себя как творческого мирового духа, то его фабрикация истории существует лишь в сознании, в мнении, в представлении философа, лишь в спекулятивном воображении. Бруно устраняет эту половинчатость Гегеля.  [28]

Во-первых, все, чтб сводится к замкнутой в себе логике, оказывается исчерпываемым и неспособным к бесконечному развитию. Поэтому и гегелевская абсолютная идея ( мировая культура) рано или поздно останавливается в своем развитии: мировой дух развернет в истории всю полноту своих определений, и сольется сам с собой в созданном им совершенном культурном мире.  [29]

Например, Парацельс полагал, что жизнью животных и растений, а также человека управляет некое нематериальное начало или мировой дух Архей. Учение о Архее, являющееся своеобразной формой витализма, разделял и развивал Ван-Гельмонт ( Partington, vol.  [30]



Страницы:      1    2    3    4