Единство - общество - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Есть что вспомнить, да нечего детям рассказать... Законы Мерфи (еще...)

Единство - общество

Cтраница 3


С изменением экономического базиса и классовой структуры общества происходят глубокие изменения в политической надстройке. В СССР в результате уничтожения монополип эксплуататорских классов на средства производства и самих этих классов, благодаря утверждению общественной собственности и социально-политическому единству общества на основе союза дружественных классов рабочих и крестьян политическая организация государства стала выражением подлинного народовластия.  [31]

Впервые в истории человечества основные черты образа жизни стали при социализме общими для всех социальных групп, тогда как в эксплуататорских обществах образ жизни господствующих классов и образ жизни эксплуатируемых в корне различаются по сущностным характеристикам. Социалистическому образу жизни присущи: глубочайший и действенный гуманизм; трудовая основа всех сфер жизнедеятельности; постепенное и последовательное сближение форм жизнедеятельности разных социальных групп; уверенность человека, социальной группы, любой общности в своей нужности обществу; оптимизм и социальная активность; богатство духовной жизни, активное духовное творчество, включающее и усвоение всего ценного в мировой цивилизации, науке, культуре ( а том числе и в культуре производства); высокие моральные идеалы и идейно-политическое единство общества. Социалистический образ жизни развивается и совершенствуется планомерно, в соответствии с социальной политикой КПСС, предусматривающей качественное преобразование основных сфер жизнедеятельности ( трудовой, семейно-бытовой и др.), существенное улучшение и сближение социально-экономического положения всех классов, слоев и социальных групп. Решение этих задач конкретизируется в перспективных планах социально-экономического развития страны, в целевых комплексных программах.  [32]

Общество не может прекратить производство материальных средств жизни, так же как не может прекратить их потребление. Но все материальные средства жизни так или иначе создаются человеком из материалов природы. Материальное производство выражает собой единство общества и природы, без которого невозможно существование человека. Вместе с тем оно необходимо становится и формой борьбы между ними. При этом наличие противоречия между природой и обществом не зависит от состояния материального производства, развития производительных сил и производственных отношений. Только постигая тайны природы и ставя себе на службу ее силы, человечество обеспечивает свою жизнь и развитие.  [33]

Первый период завершается к IX в. К этому времени утвердилось конфессиональное единство общества в форме ортодоксального христианства, упрочился союз церкви и государства при решающей роли в нем государства, т.е. власти императора.  [34]

Интересные данные о развитии взглядов на социальное управление в XIX столетии приводит ученый В. И. Франчук, ссылаясь на книгу профессора В. Трентовского, задачи управляющих должны исходить из понимания противоречивого единства общества и составляющих его частей. Объектом управления должны быть цели и стремления людей.  [35]

Категория абстрактного труда ( а следовательно, и стоимости) отражает реально существующее объективное отношение, к-рое первоначально развивается на стадии разложения первобытнообщинного строя в результате углубления общественного разделения труда и обособления производителей как частных собственников. И в условиях частной собственности самые разнородные виды труда взаимосвязаны ц представляют собой реальную совокупность. Чем глубже обществ, разделение труда при обособлении производителей как частных собственников, тем более развита категория абстрактного труда как реальное выражение единства обществ, труда, тем более развита и С.  [36]

Проявлением вселенских процессов дифференциации и интеграции в обществе является тенденция к индивидуализации, соединенная с одновременным ростом взаимозависимости индивидов. Прогресс, таким образом, движется в направлении как обособления индивидов, использующих возрастающее разнообразие возможностей для выбора личной сферы деятельности в соответствии со своими склонностями, так и единства общества, скрепляемого все более сложными связями для удовлетворения общественных потребностей. Это двойственное движение возможно благодаря соблюдению принципа равной свободы, согласно которому свобода каждого ограничена стремлениями других к такой же свободе.  [37]

А именно: к ненависти и моральному осуждению еретиков подталкивают массы, конечно, не различия в догматическом содержании учения, которые они в большинстве случаев неспособны понять, но неприятие самого факта противостояния отдельных индивидов большинству, общепринятому. Однако социальное влечение к единству приняло в религии чистый, абстрактный и одновременно субстанциональный вид, так что больше уже не нуждается в связи с реальными интересами; диссидентство же, по видимости, угрожает единству, т.е. группе как таковой, ее жизненной форме и самой ее идее. Как палладий или какой-нибудь иной символ группового единства непосредственно не имеет с ним ничего общего, но любые нападки на него вызывают самую резкую реакцию, так и религия есть чистейшая, возвышенная над всеми конкретными частностями форма единства общества, каковой характер ее доказывается той энергией, с которой подавляется ересь - сколь бы малозначима по содержанию она ни была.  [38]

Возможность сочетания Советов с парламентской системой резко уменьшалась. Но все же некоторые моменты вселяли надежду, что к Советам все же удастся привить парламентаризм, - это попытка формирования однородного социалистического правительства и созыв Учредительного собрания Такой исход сохранял демократический выбор, продемонстрированный народом в 1917 году, позволял обеспечить единство общества и предотвращал распад государства.  [39]

Мертон отмечает, что положение о полном функциональном единстве человеческого общества зачастую противоречит фактам. В одном и том же обществе социальные обычаи или чувства могут быть функциональными для одних групп и дисфункциональными для других. Таким образом, постулат функционального единства не только может противоречить фактам, но и имеет небольшую эвристическую ценность, так как не учитывает возможных, отличных друг от друга последствий тех или иных социальных или культурных явлений для разных социальных групп и членов этих групп. Следовательно, принятие данного постулата без каких-либо ограничений таит в себе опасность нивелирования ситуации по идеологическим или каким-нибудь другим соображениям. Вопрос о единстве общества в целом не может решаться априорно: это вопрос фактов, а не мнений. Мертон предлагает реально учитывать совокупности социальных единиц, для которых данное социальное или культурное явление оказывается функциональным. Должна быть специально предусмотрена возможность того, что социальные явления могут иметь различные последствия - функциональные и дисфункциональные - для разных индивидов и подгрупп, а также для более широкого социального и культурного контекста.  [40]

Согласно этой теории, большинство населения современной России относится к нижним слоям пирамиды, к низшему классу. Создайие и наличие мощного среднего слоя позволит преодолеть противостояние богатства и бедности, но полностью исключить бедность, равно как и сделать всех богатыми - не может. Тем более невозможно преодолеть социально-политическую и культурно-духовную противоположность и противостояние. Согласно теории стратификации, общество без расслоения, с реальным равенством людей - это миф, так и не ставший реальностью за всю историю человечества. В нашей стране было объявлено о политическом и идейном единстве общества, о совпадении коренных интересов всех классов.  [41]

Давая высокую в целом оценку книге Дж. Отметим, пожалуй, только одно утверждение, которое вызывает возражение: Единство классового общества обеспечивается государством. В обществе, разъединенном богатством, только оно, по-видимому, составляет основу единства ( с. Конечно, при капитализме государство стремится сохранить единство общества в условиях непримиримых противоречий в целях поддержания господства эксплуататорских классов. Однако более глубокая основа такого антагонистического единства общественной жизни коренится в единой ( или преобладающей) системе производственных отношений, когда основные социальные классы составляют реальную общественную ткань отношений базиса как единства противоположностей.  [42]

Другая сторона социальной сущности, которая претворяется sich emporbildet в соответствующую сторону сущности религиозной, заключена в понятии единства. Нигде столь непосредственно и столь ощутимо не продуцир) / ется целое из отдельных элементов, нигде над их разрозненностью и свободной подвижностью не господствует столь мощно централизация ( которая здесь все-таки есть), как это происходит в роде ( Gens), в семье, в государстве, в каждом целевом союзе. Если примитивные объединения так часто организованы в десятки, то это явно указывает на подобие взаимоотношения элементов в группе взаимоотношению пальцев: и там, и здесь та же относительная свобода и самостоятельная подвижность отдельного ( члена), связанного, однако, с другими единством взаимодействия Zusammenwirkens и нераздельностью существования. Поскольку вся социальная жизнь есть взаимодействие, то именно в силу этого она есть и единство; ибо что же еще значит единство, кроме того, что многое взаимосвязано и судьба каждого элемента не оставляет нетронутым ни один другой элемент. Именно тот факт, что против этого единства общества то и дело ведется борьба, что его избегает свобода индивида, что даже в самых тесных и наивных связях это единство не реализуется столь самоочевидным образом, как единство организма в его составных частях, - именно это, судя по всему, и вознесло его в человеческое сознание как особую форму и особую ценность бытия.  [43]

Мертон различает функции и дисфункции. Малые культуры, попавшие в поле зрения антропологов, указывает он, являются, как правило, более интегрированными, чем большие индустриальные общества, являющиеся основным объектом изучения в социологии. Рэдклифф-Браун и Малиновский могли целиком сосредоточиться на определении функции, поскольку рассматриваемые ими культуры были стабильными и интегрированными. Однако, изучая современный мир, мы должны учитывать и дезинтегрирующие тенденции. Понятие дисфункции связано с такими аспектами социальной деятельности, которые вызывают изменения, угрожающие единству общества.  [44]

Особое внимание уделяется изысканию возможностей повышения конкурентоспособности пром-сти, укреплению позиций фунта стерлингов и приостановлению роста цен. При этом выдвигается много причин существования экономил, трудностей, в к-рых растворяется значение общего кризиса капитализма как основы углубления трудностей англ, экономики. Шонфилд, заявляет о вступлении капитализма в новую эру, к-рая характеризуется, по его мнению, усилением влияния гос-ва в экономия, жизни, возросшей заботой о благосостоянии и использовании возрастающих общественных фондов для поддержания тех, кто не может работать; ограничением и контролем конкуренции в частном секторе, увеличением реального дохода на душу населения; интеллектуальным единством общества, очевидным выражением к-рого является перспективное нац.  [45]



Страницы:      1    2    3    4