Cтраница 4
Высокоскоростной раднально-упорный подшипник. [46] |
В высокоскоростных узлах наиболее распространены радиально-упорные шариковые подшипники. С целью улучшения отвода теплоты может применяться жидкое масло. В образовавшуюся щель масло впрыскивается из форсунки, а центробежными силами отбрасывается к наружному кольцу. Но при высоких частотах вращения отток масла от желоба наружного кольца затруднен. [47]
На рис. 43 показаны четыре случая внутреннего шлифования по способу врезания. При шлифовании корпуса подшипника ( рис. 43, а) поверхности А и Б обрабатываются с одной установки при неподвижном столе станка. При шлифовании внутренних конических поверхностей ( рис. 43, б) шпиндель круга повертывается под углом, а стол станка остается неподвижным. На рис. 43, в показана схема шлифования внутреннего желоба наружного кольца роликового подшипника. [48]
Схема самосмазывающегося радиально-упорного шарикоподшипника с углом контакта ( 5, нагруженного осевой А и радиальной R нагрузками. [49] |
Другой особенностью самосмазывающихся подшипников являются повышенные коэффициенты трения и потери мощности, так как трение происходит всухую. В этих условиях потери на трение могут быть большими и существенно влиять на выбор мощности привода прибора, машины или агрегата. Повышенный развал желобов облегчает также выход из подшипника продуктов изнашивания твердой смазочной пленки и сепаратора. Вследствие этого самосмазывающиеся подшипники должны иметь больший развал желобов ( радиус желоба наружного кольца Кж. [50]
Для крупных опор газотурбинных двигателей прокачка достигает 5 - 10 л / мин на подшипник. При высоких скоростях температура возрастает с увеличением дифференциального скольжения шариков по площадкам контакта желобов при неизбежном изменении углов контакта ри и Вв под действием центробежных сил шариков. При большом тепловыделении в тяжелонагруженных высокоскоростных шарико - и роликоподшипниках основной функцией обильного потока смазки является отвод тепла. Масло направляют острой струей через кольцевую щель в зазор между сепаратором и внутренним кольцом. Далее масло отбрасывается в желоб наружного кольца центробежными силами, а оттуда выдавливается через зазор плавания наружу. Необходимо полностью устранять скопление масла в корпусе подшипника во избежание возникновения турбулентных потоков, резко повышающих сопротивление вращению. Поэтому сечение выходного отверстия должно быть во много раз; больше входного. [51]
На рис. 5 - 1 6 показан шарикоподшипник с замком на внутреннем кольце и с базированием сепаратора на наружном кольце. В этой конструкции обеспечивается лучший режим смазки, так как масляный туман поступает в основном со стороны замка на внутреннем кольце, проходит через отверстия между шариками и сепаратором, смазывает их, затем попадает в желоб наружного кольца. Капли масла, отбрасываемые центробежными силами к наружному кольцу, накапливаются в желобе наружного кольца; их избыток выходит между поверхностью сепаратора и кольца. Таким образом, улучшается отвод тепла от деталей подшипника и их смазка, значительно снижается температура подшипника, несмотря на увеличение диаметра базы сепаратора. Смазка непрерывно поступает в желоб наружного кольца и не выдувается столь интенсивно, как в первой конструкции. Избыток скапливающегося в желобе масла непрерывно выбрасывается, смазывает и охлаждает поверхности сепаратора и наружного кольца. [52]