Cтраница 4
Основным критерием работоспособности этих резьб является износостойкость. В целях уменьшения износа применяют антифрикционные пары материалов ( сталь - чугун, сталь - бронза и др.), смазку трущихся поверхностей, малые допускаемые напряжения смятия [ Taj. [46]
Стандартные шпонки изготовляют из специального сортамента среднеуглеродистой, чистотянутои стали. Легированные стали при меняют для специальных шпонок. Допускаемые напряжения смятия для шпоночных соединений: при стальной ступице и спокойной нагрузке 1а ] см120 МПа; при чугунной - Ысм70 МПа. Большее значение принимают при постоянной нагрузке. [47]
Стык проверяют при работе крапа с грузом и без него. Допускаемое напряжение смятия грунта [ стс м ] имеет следующие значения ( МПа) в зависимости от вида материала. [48]
Силы трения на поверхности ведущих и ведомых зубьев ( а и схема образования впадины и хребта ( б ( Рл - РП - линия зацепления. [49] |
Смятие является характерным видом повреждения шпоночных пазов и шпонок, шлицевых соединений, штифтов и упоров, резьбовых соединений и других деталей. Пластическая деформация вызывается либо чрезмерными допускаемыми напряжениями, либо случайными значительными перегрузками. Во избежание смятия шпоночных пазов и среза шпонок, по опыту эксплуатации металлорежущих станков, для неподвижных соединений при стальной ступице рекомендуется выбирать допускаемые напряжения смятия 1 5 ГПа при знакопеременной нагрузке с толчками и 2 ГПа при постоянной нагрузке. [50]
Для повышения работоспособности соединения тормозного диска с тормозным валом на последний насаживают шлицевую втулку 3 ( рис. 4.2, д), а диск / закрепляют заклепками или болтами на переходном кольце 2, изготовленном из стали и подвергнутом термообработке. В этом случае давление в шлицевом соединении уменьшается, так как увеличиваются средний радиус шлицев и ширина опорной поверхности. Работоспособность шли-цевого соединения также существенно повышается при замене зубьев шлицев прямоугольного профиля з бьями эвольвентного профиля. Для предупреждения повреждений контактных поверхностей шлнцевого соединения, детали которых изготовлены из термо-обработанной стали с ИКС 50, допускаемые напряжения смятия принимают ас ] 5ч - 15 МПа. При рабочем проектировании тормоза проводят расчет на смятие и на изгиб шлицев соединения дисков с валом. [51]