Cтраница 2
Традиционная методология, рассчитанная на работу со средним студентом, уже не оправдывает себя и ведет к резкому увеличению доли отчисляемых за неуспеваемость. Поэтому преподаватели, на наш взгляд, должны искать и реализовывать более эффективные способы передачи знаний каждому студенту. [16]
Не допускайте нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения, а если система нарушена, немедленно ликвидируйте пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость. [17]
Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины. [18]
Успешное решение задачи всеобщего обучения означает не только полный охват обучением детей и обязательное сохранение всего контингента учащихся до окончания школы, но и преодоление неуспеваемости, второгодничества, которые главным образом и порождают отсев детей. [19]
Размер стипендии может быть уменьшен на 25 % сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины. [20]
Такие совещания учителей по обсуждению характеристик учащихся мы назвали педагогическими консилиумами, так как на них действительно идет обмен мнениями, возникают споры, находятся коллективные решения о причинах неуспеваемости отдельных учеников или причинах пробелов в воспитанности и определяются способы их устранения совместными усилиями с учетом возможностей каждого учителя, актива класса и родителей. Проводится консилиум следующим образом. Классный руководитель зачитывает фамилию ученика и сообщает свое мнение о том, какие качества его личности нуждаются в особом улучшении. Если возникают расхождения, то это ориентирует учителей на дальнейшее изучение этого качества школьника. Эти предположения подвергаются коллективному обсуждению. Наконец, классный руководитель предлагает возможные меры индивидуального подхода к этому ученику с целью устранения выявленных причин его отставания и определяет, кто будет в первую очередь их осуществлять: учителя каких предметов; кто из активистов, если речь идет об оказании помощи ученику; кто из членов родительского комитета, если речь идет о влиянии на семью; что будут делать родители и сам ученик. Все это записывается весьма кратко в той же схеме характеристики и контролируется в последующей работе. На следующем консилиуме обсуждается выполнение рекомендаций предыдущего консилиума и намечаются меры дальнейшей работы с учеником. [21]
В указанной выше методике логично было бы также предусмотреть возможность вузам по результатам учебного года в зависимости от академических успехов студента повышать или понижать категорию его ГИФО, а после отчисления за неуспеваемость - вообще ликвидировать данное государством обязательство, чтобы не возникала ситуация, когда система ГИФО стимулировала бы школьника только к успешной сдаче ЕГЭ, а далее в вузе связь лучше успеваемость - меньше доплата терялась. [22]
Комитеты комсомола должны активно помогать партийным организациям, ректоратам вузов в организации и совершенствовании учебного процесса, участвовать в обсуждении учебных планов и программ, внимательно изучать бюджет времени студентов, причины неуспеваемости, отсева некоторой части студентов. Особое внимание следует обратить на работу со студентами первых курсов, приобщать их к общественной жизни, помогать освоить специфику учебы в высшей школе, методику самостоятельной работы. [23]
Теория и практика учебного процесса в высшей школе показывают, что академическая активность студентов - важнейшая предпосылка успешности их обучения, и, наоборот, пассивное отношение к учебе приводит, как правило, к академической неуспеваемости, а в критических ситуациях-к отсеву студентов из вуза по таким, например, причинам, как академическая неуспеваемость, собственное желание и другим. [24]
В психологии труда сравнительный анализ лучших методов или лучших решений и их Неправильных вариантов ( например, трудовые достижения в течение длительного времени ниже среднего уровня, дефекты в качестве работы, брак, аварии или неуспеваемость в профобучении) является испытанным средством, с помощью которого можно получить представление о психологической структуре и регуляции трудовой деятельности и о значении для результата труда некоторых особенностей регуляции. [25]
Эти якобы научные обследования, проводимые среди большого количества учащихся и их родителей, направлялись по преимуществу против неуспевающих или не укладывающихся в рамки школьного режима школьников и имели своей целью доказать якобы с научной биосоциальной точки зрения современной педологии наследственную и социальную обусловленность неуспеваемости ученика или отдельных дефектов его поведения, найти максимум отрицательных влияний и патологических извращений самого школьника, его семьи, родных, предков, общественной среды и тем самым найти повод для удаления школьников из нормального школьного коллектива. [26]
При этом анализе нельзя не учитывать, например, такие важные факторы, как степень самостоятельности студента в обучении, самовоспитание, самоконтроль и др. Они далеко не всегда внешне проявляются, поэтому часто бывает сложно определить, какие именно причины приводят к успеваемости или неуспеваемости. [27]
Оптимизация обучения как раз и стремится освободить учителей от некоторых весьма распространенных, но нерациональных затрат времени - таких, как дополнительные занятия, внеурочные опросы для накопления отметок, собеседования со слабоуспевающими в конце четверти, летние занятия с ними, разбор конфликтов с учениками из-за неуспеваемости или недостатков в их поведении. Оптимизация исключает выполнение чрезмерно большого числа упражнений на уроках, перегрузку учеников домашними заданиями, малоэффективными внеклассными занятиями и пр. Именно исключение или резкое - сокращение затрат времени на доделывание, переделывание, на устранение дефектов обучения является одним из основных требований оптимизации обучения. [28]
Теория и практика учебного процесса в высшей школе показывают, что академическая активность студентов - важнейшая предпосылка успешности их обучения, и, наоборот, пассивное отношение к учебе приводит, как правило, к академической неуспеваемости, а в критических ситуациях-к отсеву студентов из вуза по таким, например, причинам, как академическая неуспеваемость, собственное желание и другим. [29]
Вместе с тем характерно, что процент студентов, отчисляемых из американских вузов, в целом велик и достигает 30 - 40 % от количества принятых на первый курс. Связано это не только с академической неуспеваемостью, но нередко с невозможностью оплачивать образование. [30]