Нравственность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Богат и выразителен русский язык. Но уже и его стало не хватать. Законы Мерфи (еще...)

Нравственность

Cтраница 2


Нравственность начинает формироваться в эпоху разложения родоплеменных отношений и появления общественного разделения труда, когда рассредоточенность интересов людей в силу многообразия выполняемой ими деятельности породила потребность в социальном регуляторе, согласовывающем действия людей и ориентирующим их на удовлетворение общих интересов и потребностей. Так возникла нравственность и сформировались механизмы нравственного регулирования, которые существуют более двух с половиной тысячелетий, в течение которых сухость нравственного регулирования осталась неизменной. Материалистическая философия видит истоки нравственного регулирования в социально-практической деятельности людей. Осмысление результатов этой деятельности позволило людям сделать вывод о согласованности в необходимых пределах действий людей, поскольку это обеспечивает историческую дееспособность социального целого. Нравственный аспект сознания личности является системоорганизующим фактором, ее мировоззрения. Управляя своими мыслями в процессе формирования своего мировоззрения, человек всегда должен иметь в виду этот в всеобщий интерес, ибо от этого будет зависеть его социальный статус и предоставляемые ему обществом возможности для развития его сущностных сил. И если он все же не в состоянии переделать свои эгоистически ориентированную природу и стать альтруистом, то он все же может рассчитать разумом как строить свои взаимоотношения с людьми, чтобы обеспечить себе условия для продуктивной социальной деятельности.  [16]

Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек - внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы - долг, стыд и честь. С повышением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека, она основана на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.  [17]

Трудовая нравственность - это такая сторона трудовых качеств личности, которая характеризует отношение личности к трудовой деятельности, людям труда и результатам труда. Так же как и для развития трудолюбия, здесь эффективны убеждение, положительный пример и собственная трудовая деятельность учащихся.  [18]

Непосредственно нравственность выступает как природное единство - семья; дифференциация семьи вызывает гражд.  [19]

Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть.  [20]

В нравственности необходимо различать два элемента: 1) вечный закон добра, коим должна определяться конечная цель нашей деятельности, и 2) ряд конкретных задач - целей подвижных, изменчивых, которые Обусловливаются, с одной стороны, вечными требованиями добра, а с другой стороны - меняющимися особенностями той конкретной среды, в которой мы должны осуществлять добро.  [21]

На нравственность войска имеет большое влияние заботливость начальника о быте солдат.  [22]

Вся нравственность человека заключается в его намерениях. Терпение горько, но его плод сладок.  [23]

Нормы нравственности н законодательство в условиях социализма направлены на укрепление С.  [24]

Различие нравственности и права может быть формулировано очень просто. Нравственность дает оценку интересов, право - их разграничение. Как установление мерила для оценки наших интересов есть задача каждой нравственной системы, так установление принципа для разграничения интересов различных личностей - есть задача права. Нетрудно показать, что этим основным различием права и нравственности обусловливаются и объясняются все частные различия, замечаемые между нравственными и юридическими нормами.  [25]

Содержанием нравственности является добро, или благо, причем требования добра могут касаться как внутренних, так и внешних проявлений нашей свободы, как действий лица, так и его настроения. В область права входят все вообще требования, касающиеся внешней свободы лица, все те правила или нормы, которые ее представляют и ограничивают, независимо от того, служат или не служат они целям добра. В область нравственности входят все вообще правила или нормы, предписывающие осуществлять добро, независимо от того, имеют или не имеют эти предписания правовое значение, касаются ли они внешней сферы действий или только внутренней сферы настроения лица. С одной стороны, нравственные предписания объемлют в себе часть права; с другой стороны, предписания правовые заключают в себе часть нравственности; но вместе с тем существует множество таких нравственных требований, которые не имеют правового значения, и много таких правовых норм, которые или вовсе не имеют нравственного содержания, или даже прямо безнравственны.  [26]

Нарушений людской нравственности, проступков, следует избегать, считаясь с различными требованиями этой нравственности. Прихоть гражданина или чужестранца не смеет нарушать общественного договора, укрепленного законом или обычаем государства цли народа: всякая часть, которая не согласуется с целым, безобразна. Если же Бог приказывает что-нибудь делать вопреки чьим бы то ни было нравам или установлениям, то это должно быть сделано, хотя бы там никогда так не делали. Если царю в своем царстве дозволено отдавать приказания, которых ни до него никто, ни сам он раньше не отдавал, и повиновение ему не является действием против государства и общества - наоборот, именно неповиновение будет поступком противообщественным ( ибо во всех людских обществах условлено повиноваться своему царю), то тем более надлежит, не ведая сомнения, подчиняться приказаниям Бога, царствующего над всем творением Своим ( Исповедь.  [27]

Важность нравственности населения для нормальной экономической деятельности неоднократно отмечалась классиками экономической науки.  [28]

Проповедь подобной нравственности, якобы исходящей из чего-то внечеловеческого, внеклассового, является обманом, надувательством, затемнением сознания рабочих и крестьян в интересах эксплуататоров.  [29]

Мораль и нравственность приобретают характер приоритетных социальных регуляторов.  [30]



Страницы:      1    2    3    4